Что делать, если работа кажется вам бессмысленной

Как снова найти в ней смысл
Варвара Гранкова

Большинство из нас хотят работать на значимой работе: мы хотим, чтобы она меняла жизнь других людей к лучшему и была вкладом в общественное благо.

Но во времена, когда мир будто охвачен огнем, изо дня в день находить смысл в работе может быть проблематично. Вы можете задаваться вопросом: зачем это все? Как избавиться от негативных мыслей и что сделать, чтобы изменить взгляд на работу, сделать ее более значимой?

Когда есть профессиональная цель и понимание своего места в жизни, «появляется смысл и мотивация», говорит Хатидже Неджла Келеш, профессор факультета организационного менеджмента Университета Бахчешехир в Стамбуле: «Ничто не придает вам больше энергии, чем четкая цель». Без нее «сложно себя заставить даже встать утром с постели».

К счастью, чтобы снова заинтересоваться своей работой и напомнить себе, «кто вы и почему занимаетесь этим», не требуется широких жестов или долгого трудного пути, говорит Карен Диллон, написавшая в соавторстве с Клейтоном Кристенсеном и Джеймсом Олвортом бестселлер How Will You Measure Your Life? «Найти цель можно множеством различных способов», – говорит она. Вот несколько идей.

Компенсируйте негатив. Начнем с главного: вам нужно найти причины, по которым работа кажется лишенной смысла. Вероятно, одним из виновников является стресс. По словам Диллон, за обычный день вы переживаете сотни микрострессов, небольших досадных случаев, – например, когда коллега с ходу, не раздумывая, начинает возражать вам на совещании или не сдает вовремя работу, – и все они влияют на вашу производительность и отношение к работе. «Обычно такие мелочи проходят незаметно, но во время пандемии они стали намного более ощутимыми и более болезненными». Однако есть простой антидот. «В то время как микрострессы разъедают вас, микроудовольствия помогают восстановиться», – говорит Диллон. Ищите способы улучшить свое самочувствие и настроение: читайте о реальных героях, гуляйте на природе, посетите религиозную службу по Zoom, полистайте книгу об искусстве или посмотрите фотографии дальних мест.

Келеш также рекомендует отдыхать от новостей. Постоянный «поток негатива влияет на ваш мозг и самочувствие, истощает силы и лишает радости».

Что нужно делать:

Думать о том, как ваши сильные стороны могут помочь организации справиться с текущими сложностями, и искать способы переосмыслить свои обязанности, чтобы сделать работу более значимой.
Предлагать помощь и поддержку. Помощь другим сама по себе является целью. Можно консультировать молодого сотрудника или помогать не справляющемуся с обязанностями члену команды.
Искать способы улучшить настроение и время от времени делать перерыв и не следить за новостями.

Культивируйте смирение. Хотя прошлый год был трудным, нужно помнить, что вы не единственный, кому было трудно. «Люди по всему миру переживают не лучшие времена, – говорит Диллон. – Проявите сочувствие».

Диллон советует «напоминать себе, что вы не одиноки и являетесь частью чего-то большего». «Не позволяйте себе скатываться в постоянные страдания», – говорит Келеш. Этот совет может показаться банальным, но чувство благодарности вызывает положительные эмоции, которые могут нейтрализовать неизбежные сложности.

Задумайтесь о своих ценностях. Спросите себя: что заставляет меня двигаться вперед? Каковы мои ценности? Что у меня хорошо получается? Какой вклад я хочу внести? Диллон предлагает «активно напоминать себе, почему и как работа, которую вы выполняете, влияет на других». Помните, что не обязательно лечить болезни или спасать редкие виды растений и животных, чтобы работа имела смысл. «Вспомните, почему вам хотелось работать в вашей организации», – говорит она. Подумайте о проектах и планах, которые воодушевляют вас, выберите, что вам было бы интересно изучить в своей области, поразмышляйте об интересных проблемах, которые решает ваша организация.

Чего не стоит делать:

Не пытайтесь справиться в одиночку. Поговорите с коллегами о том, как и почему ваша работа влияет на других.
Не забывайте благодарить. Демонстрируя благодарность коллегам, вы уравновешиваете негативные мысли, возникающие в результате неопределенности.
Не принимайте поспешных решений об уходе. Во времена большой неопределенности и нестабильности важно делать выбор уверенно и конструктивно.

Если ничего не получается, Диллон советует поговорить с коллегами и членами вашей команды. Спросите их: «Как наша работа помогает людям и делает мир лучше? Почему наша работа важна?» Их энергия и мысли могут помочь вам снова найти вдохновение.

Предложите помощь. «Вам бы хотелось, чтобы ваша цель соответствовала миссии организации и вы чувствовали, что ваша работа делает мир лучше, – говорит Диллон. – Но, если это чувство исчезло, попробуйте сделать цель более личной». Помощь другим приносит сильное удовлетворение, говорит она. Можно, например, быть консультантом или наставником более молодых сотрудников, брать на себя часть работы члена команды, который не справляется, или предложить поддержку коллеге из другого подразделения. Вы также можете поискать возможности за пределами работы – например, в местных политических или социальных организациях.

«Помогая другим, вы найдете смысл в работе и испытаете удовлетворение, – говорит Келеш. – Чувство взаимной поддержки – именно то, что нужно людям прямо сейчас».

Заново определите свои обязанности, не забывая о цели. Ищите возможности внести новый вклад в свою работу, чтобы ваше присутствие в организации было более значимым, говорит Келеш. Подумайте о том, как ваши сильные стороны, навыки и интересы могут помочь организации справиться с проблемами, связанными с текущим кризисом.

Например, если у вас имеется опыт в области управления кадрами, можно объединиться с коллегами, разделяющими ваши взгляды, и помочь компании разработать политику более справедливого найма и продвижения.

Обращайтесь к коллегам (и будьте им благодарны). Даже если вы разуверились в миссии вашей организации, это не означает, что вы утратили интерес к своей команде и коллегам, говорит Диллон. Она предлагает приложить усилия и наладить связи с коллегами, которые вам нравятся: «Не ограничивайте общение рабочими задачами». Она также рекомендует подумать, почему вы благодарны коллегам, и затем продемонстрировать, что цените их.

Выражение благодарности помогает обрести почву под ногами и уравновешивает негатив, возникающий в результате кризиса и неопределенности.

Примеры из практики

Отвлекитесь от новостей
Кристофер Ли, старший менеджер в команде стратегического маркетинга UCLA Health, недавно пережил период, когда работа казалась ему мелкой и незначительной. «Когда кажется, что весь мир разваливается, ежедневные созвоны по Zoom и списки дел выглядят такими банальными!» – говорит он.
Ли для начала решил не читать новости. Затем он выделил время, чтобы переосмыслить свою карьеру и цели. «Я понял, что мне нужно переключить внимание с себя и своих проблем и изменить угол зрения, чтобы увидеть, как моя работа помогает удовлетворить потребности других людей», – говорит он.
Кристофер обратился к членам своей команды и услышал их мнение о том, как его работа помогает другим людям. В его обязанности входит поддержка медицинских отделений, для которых он разрабатывает маркетинговые стратегии и помогает рекламировать их услуги.
И наконец, Ли напомнил себе, почему его работа приносит ему удовлетворение. «Я рекламирую не просто, чтобы продать, – поясняет он. – Я помогаю людям находить то, что им нужно, и получать необходимую медицинскую помощь, что невероятно важно во время пандемии».

Не упивайтесь жалостью к себе
Джеймс Иглман основал веб-сайт TravelingLight.com, публикующий обзоры товаров для путешествий. Несколько лет назад после тяжелого развода он надолго выбился из колеи. «Мне было трудно заставить себя встать с постели, – вспоминает он. – Работа казалась абсолютно бессмысленной».
Он уволил нанятых фрилансеров и вскоре перестал публиковать новый контент. Со временем аудитория – и выручка – начали сокращаться. Оглядываясь назад, он говорит: «Мне нравилось жалеть себя».
В начале пандемии он осознал, что во времена кризиса самые ценные сотрудники часто выполняют самую простую работу: «Героями были водители автобусов, социальные работники, сотрудники магазинов. Они рисковали жизнью, чтобы поддерживать жизнь общества».
«Я наконец понял, что для того, чтобы быть полезным обществу, не обязательно заниматься каким-то абсолютно святым делом», – говорит он.
Иглман изменил модель публикаций: перестал гоняться за комиссионными вознаграждениями и стал создавать простой информационный контент. Сегодня у его сайта 100 000 уникальных посетителей в месяц.
«Я никогда еще так не гордился нашими публикациями, – говорит он. – Если я смог хотя бы на минуту сделать день моих читателей легче, быстро предоставив нужную им информацию, значит, я тоже внес свой маленький вклад».

Подумайте о смене карьеры, но не будьте опрометчивы. Не принимайте поспешных решений под влиянием настроения, советует Диллон. Можно наделать ошибок. Если вы подумываете об уходе, не спешите. Сейчас на рынке труда не лучшая ситуация. Постарайтесь переждать кризис и попробуйте улучшить текущие обстоятельства.

Об авторе: Ребекка Найт – журналист из Бостона и лектор Уэслианского университета

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь