Как руководителю оставаться оптимистом, когда дела идут ужасно

Четыре совета, которые помогут выстоять в трудные времена
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Недавно на первой полосе газеты The Wall Street Journal вышла статья о кризисе в клубе Optimist International, существующем уже 110 лет и открывающем отделения по всему миру. Когда-то он насчитывал 190 000 участников, сегодня – только 60 000, но лидеры не сдаются и неизменно верны своему главному принципу. «Если оказываешься на самом дне, оттуда есть только один путь – наверх», – напоминает руководительница одного из отделений этой организации.

Сейчас непросто сохранять бодрость и хорошее расположение духа. Но нам всем важно снова почувствовать оптимистичный настрой. Прославленный теоретик лидерства Джон Гарднер говорил, что положительные изменения никогда не начинаются с отчаяния или пораженческих настроений. «Первая и главная задача лидера – никогда не терять надежду, – писал он в нестабильном 1968 году. – Нужно верить в себя и в свое будущее, но не нужно думать, что в жизни все просто».

Но как вам – как руководителю компании или команды – поддержать боевой настрой коллег, когда всем сейчас так трудно? Вот четыре совета на основе идей ведущих специалистов в области теории организаций, управления инновациями и даже медитации.

1. Добивайтесь четкого исполнения поставленных задач, но оставляйте место для «организационного безрассудства». Невозможно добиться успеха без тяжелой каждодневной работы. Но за сосредоточенностью на организационных деталях нельзя забывать о силе воображения и мозговом штурме – и о том, что знаменитый профессор школы бизнеса Стэнфордского университета Джеймс Марч назвал «организационным безрассудством». В своей основополагающей статье Footnotes to Organizational Change («Заметки об организационных изменениях») он пишет, как наиболее успешные руководители находят баланс между очевидно рациональными процессами изменений (например, тщательным планированием и четким ведением проектов) и свободным распределением времени, экспериментами, витанием в облаках, т. е. «некоторыми составляющими безрассудства». Их бывает сложно обосновать, но они важны для системы инноваций в целом.

Поиск этого баланса сегодня важен как никогда не только для нормального функционирования организации, но и для эмоционального благополучия команд. Человеку трудно сохранять позитивный настрой, если нет возможности для игры.

2. Предложите каждому принять участие в поиске решения и дайте возможность менять ситуацию к лучшему. Более 10 лет назад Сара Сарасвати опубликовала знаковое исследование о том, как на самом деле добиваются результатов новаторы и предприниматели.

Принято думать, отмечала она, что успешные инноваторы предсказывают будущее, которого не видят другие, разрабатывают четко продуманный план, как воплотить свое видение в реальность, и привлекают необходимые для этого финансовые и человеческие ресурсы.

На самом же деле они делают три вещи: для начала определяют, кто они (обозначают свои характерные черты, предпочтения и способности); задействуют то, что знают (свою подготовку, знания и опыт); и подключают тех, кого знают (свои социальные и профессиональные связи). Она сравнивает этот подход с принципом «синицы в руках». Если им руководствоваться, по ее словам, запуск нового проекта или шаг к улучшениям «уже не кажется невероятно рискованным героическим поступком. Это лишь действие в пределах возможного с учетом ограничений».

Направляя коллег таким же образом, руководители помогают им почувствовать в себе силы что-то менять и благодаря этому обрести оптимизм.

3. Не сосредотачивайтесь только на новых идеях – укрепляйте личные отношения. В нынешние беспрецедентно сложные времена вполне естественно опираться на революционные идеи: цифровую трансформацию, переосмысление продукта, перестройку организации. Однако слишком часто при этом руководители упускают из виду человеческий и эмоциональный контакт, который помогает их команде держаться и не терять настрой.

Шэрон Зальцберг, один из ведущих экспертов в области медитации, работает с преподавателями и социальными активистами, стремящимися делать благое дело и вносить свой позитивный вклад. Она призывает их сконцентрироваться на работе с клиентами, пациентами, сотрудниками и командами. «Немногие из нас обладают такой силой, упорством, даром убеждения и харизмой, чтобы в одночасье изменить мир, – говорит она. – Та часть реальности, на которую мы в большинстве случаев можем попытаться повлиять, это наше непосредственное окружение».

4. Чтобы противостоять натиску негатива, не пропускайте ни одной позитивной новости. Человеку свойственно более живо реагировать на плохие события и отрицательные эмоции, чем на хорошие и положительные. Чтобы помочь команде сохранять оптимистичный настрой, руководителям советуют подчеркивать обнадеживающие сюжеты и положительные изменения.

По оценке психолога Роберта Баумайстера, нужны четыре хорошие новости, чтобы перевесить одну плохую. Так что открывайте (виртуальную) бутылку шампанского всякий раз, когда команда достигает важного результата. Проводите с отделом мероприятия в Zoom по поводу каждого нового привлеченного клиента. Делайте информационные рассылки с перечислением положительных новостей, чтобы команде было легче отойти от неудач. И к себе относитесь точно так же. «Вместо того чтобы расстраиваться из-за саркастического комментария в соцсетях, прокрутите ленту вниз и перечитайте четыре хвалебных отклика», – рекомендует Баумайстер.

Об авторе: Билл Тейлор – сооснователь журнала Fast Company

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь