ESG-повестка не теряет актуальности в крупнейших компаниях России

Большая часть из них считает, что необходимы единые регуляторные требования в ESG-повестке

Институт государственного и муниципального управления Высшей школы экономики опубликовал результаты исследования практики ESG-трансформации российских компаний. В исследовании приняли участие 55 компаний из выборки, состоящий из 100 крупнейших предприятий России (по валовой выручке в 2021 году). Более четверти (26%) респондентов представляли компании энергетического сектора, еще 20% являлись представителями добывающих компаний. На долю представителей финансового сектора и обрабатывающих производств пришлось по 9% респондентов.

Основной вывод: несмотря на особенности текущей ситуации, половина компаний считает, что ESG-повестка продолжит существенно влиять на них в ближайшие три года, и только 9% — что никак не повлияет. И только 2% компаний полностью пересмотрели свои ESG-планы в последние месяцы. Почти половина (48%) респондентов заявили о том, что ESG-планы их компаний не менялись. Еще половина компаний внесли в планы устойчивого развития небольшие корректировки (34%) или частично их пересмотрели (16%). Таким образом, ESG-повестка не теряет актуальности в крупнейших компаниях России.

Более половины компаний, изменивших свои ESG-планы, усилили операционную эффективность и социальную поддержку сотрудников. Планируют сократить затраты на ESG-мероприятия 15% компаний. Об отказе от ряда экологических мероприятий заявило 8% респондентов из числа корректирующих свои ESG-планы компаний.

Тренд унификации регуляторных требований в ESG-повестке — наиболее часто упоминается респондентами как значимый и 3/4 опрошенных компаний поддерживают инициативу по введению обязательной нефинансовой отчетности в России. Из четверти компаний, не поддерживающих инициативу, 12% обосновывают свое мнение необходимостью введения единого стандарта отчетности и учета отраслевой специфики в перечне показателей. 12% считают, что необходим единый стандарт отчетности (6%) и в текущем виде инициатива недоработана в части отраслевой специфики и перечня показателей (6%).

Компании переходят на ESG из-за давления со стороны регуляторов, партнеров и потребителей. Более 70% респондентов указали внешнее давление в качестве основной причины ESG-трансформации (давление со стороны государства, крупных заказчиков и бизнес-партнеров (прежде всего западных). 35% чувствуют давление со стороны потребителей.

Для 54% респондентов ESG-трансформация носит органичный характер и вызвана внутренними факторами, таким как потребность в модернизации или снижение операционных расходов. Два ключевых препятствия — внеэкономическая сущность ESG и отсутствие единого стандарта — почти половина опрошенных прогнозирует унификацию ESG-требований. На дефицит господдержки указывает только 2% респондентов.

Регуляторное давление компаниями ощущается сильнее, чем влияние инвесторов и акционеров — 61% компаний указали в качестве ключевых стейкхолдеров, оказывающих влияние на их ESG-повестку, регуляторов и органов власти. 50% компаний указали в качестве ключевых стейкхолдеров их ESG-трансформации членов совета директоров или управления (в частности, в ходе интервью некоторые респонденты указывали, что на смену ориентира в сторону устойчивости развития их компании повлияли иностранные граждане, которые входят или входили в совет директоров). Крупных заказчиков, предъявляющих требования к устойчивости поставок, назвали 39% респондентов. Органические факторы, такие как снижение затрат и повышение лояльности сотрудников за счет реализации ESG-повестки не рассматриваются как существенные большинством респондентов. Внедрение банками и инвесторами инструментов оценки климатического риска ожидают еще 46% респондентов.

Подавляющее большинство компаний вовлечено в реализацию мер по энергосбережению, второе по значимости направление — переработка отходов. Более половины респондентов вовлечены в проекты по разработке экологически чистых продуктов (31%) и во внедрение моделей циркулярной экономики (28%). 41% респондентов отмечали, что в текущих условиях вынуждены рассматривать проекты по модернизации и релокации производств в целях повышения устойчивости компании.

Наиболее популярные механизмы социальной составляющей — обучение сотрудников и предоставление им социальных гарантий. Благотворительные платежи (в том числе в рамках проектов социального инвестирования) и индексация заработной платы распространены гораздо меньше. Системные решения, такие как привязка бонусов руководства к показателям устойчивого развития или управленческая специализация в отдельных вопросах экологии или социальной политики — на обочине реальных корпоративных практик. Использование ESG-критериев при отборе поставщиков носит фрагментарный характер.

Большинство опрошенных компаний уже имеют опыт подготовки нефинансовой отчетности. 84% компаний, имеющих опыт подготовки ESG-отчетов, поддерживают инициативу введения обязательной нефинансовой отчетности. Стоит отметить, что инициативу по введению обязательной нефинансовой отчетности поддерживает даже те компании, которые не имели опыта подготовки ESG-отчетов (59%).

В большинстве случаев компании затруднялись с оценкой трудозатрат на подготовку отчетности по ESG. Компании, которые смогли оценить такие трудозатраты, в большинстве случаев отмечали, что непосредственно над подготовкой отчета работает 1 -2 человека, но в самом процессе сбора информации участвует несколько подразделений компании.