«Разработать российский климатический рейтинг мы предлагали еще в прошлом году»

Директор ИГКЭ Анна Романовская — о продолжении работы в области борьбы с изменением климата
Личный архив

Россия продолжит борьбу с изменением климата, а также по-прежнему будет поддерживать заинтересованность бизнеса в проектах по декарбонизации. На базе Института глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля (ИГКЭ) создается система оценки корпоративных практик в области изменения климата.

— Что собой будет представлять российская система оценок климатической деятельности компаний? Какие существуют наработки?

— Разработать российский климатический рейтинг мы предлагали еще в прошлом году. Однако на фоне крупных и глубоко проработанных международных инициатив, таких как, например, Carbon Disclosure Project (CDP), развитие российского аналога представлялось нам длительной и кропотливой работой. В сложившихся условиях мы начинаем прорабатывать возможность быстрого запуска российского климатического рейтинга, конечно, пока более простого, чем крупнейшие международные аналоги.

Такой рейтинг раскрытия информации как в отношении климатических рисков, так и оценок выбросов парниковых газов на предприятиях останется востребованным в любых условиях: инвесторы ориентируются на эти данные и на мнение квалифицированной независимой организации, которая присваивает тот или иной рейтинг.

— На что ваши специалисты ориентируются, разрабатывая климатический рейтинг для современных российских реалий?

— При разработке мы максимально ориентируемся на имеющиеся международные аналоги. За образец планируем взять CDP-отчетность. Первым шагом станет анализ желаний и потребностей отечественных компаний: что было бы для них важно включить в отчетность на первом этапе, а что можно будет добавить позже. Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, в текущей ситуации следует максимально консолидировать все усилия. Так что приглашаем к взаимодействию.

Подчеркну, мы говорим не об ESG-рейтингах, охват которых намного шире, а именно о климатической отчетности. Здесь важна глубина ее проработки, качество, умение выстроить мониторинг климатической деятельности на предприятии, долговременное планирование, целеполагание и достижение этих целей. Работа очень большая и она отличается от более широкой ESG-отчетности.

— Почему именно ИГКЭ решил взять на себя эту задачу?

— ИГКЭ обладает необходимой компетенцией и опытом: более 20 лет наш институт составляет национальную отчетность по выбросам и поглощениям парниковых газов в России, работа ведется по всем секторам экономики и по всем категориям выбросов и поглощений. В результате этой работы ИГКЭ получил международную известность и признание. В институте работают сертифицированные эксперты, которые были допущены развитыми странами к проведению углубленных проверок национальных кадастров выбросов парниковых газов. Кроме того, в январе 2022 года ИГКЭ был аккредитован Росаккредитацией в качестве независимого органа по валидации и верификации отчетности по парниковым газам.

— ИГКЭ разрабатывает систему оценки климата в инициативном порядке? Были ли просьбы или поручения министерств или ведомств о начале этой работы? Она будет нуждаться в их одобрении или утверждении?

— ИГКЭ занимается этой работой по собственной инициативе. Как я говорила, мысль о российском климатическом рейтинге появилась у нас достаточно давно. Мы даже зарегистрировали в прошлом году знак качества ИГКЭ с идеей присуждать его предприятиям, регионам или исполнителям климатических проектов по принципу наиболее качественной и эффективной в климатическом отношении работе. А сейчас сложилась ситуация, когда это станет востребованным и для наших предприятий и инвесторов.

Скажу честно, с министерствами или ведомствами мы еще эту тему не обсуждали. Ситуация развивается очень быстро, в настоящее время для нас важнее работать по существу. Ведь чтобы получить рейтинг в этом году нам необходимо разослать анкеты для сбора информации уже сейчас. Этим мы и занимаемся: прорабатываем вопросы в анкете с точки зрения актуальности климатической повестки и национальных особенностей. Мы хотим использовать имеющуюся в институте компетенцию для того, чтобы не просто повторить опросник СDP, а максимально его адаптировать к российским условиям.

Например, многие наши компании участвуют в качестве технологических и бизнес партнеров в работе так называемых «карбоновых полигонов» — научных площадок по исследованию потоков парниковых газов и баланса углерода природных экосистем и методов управления этими потоками. Это важное направление климатической деятельности. Участие в реализации лесоклиматических проектов также, безусловно, должно учитываться. Подумаем над другими особенностями, учет которых позволит нашим компаниям выгоднее представлять свои достижения в области климата в нашем отечественном рейтинге, чем в международных аналогах.

— Ваша работа только началась. В какие сроки вы хотели бы уложиться?

— В этом году предполагаем разработать две анкеты: по климату и по разделу «экология». Это программа-максимум. По нашему внутреннему плану работ хотим в течение апреля разослать анкеты. Сначала только по предприятиям, позднее по регионам. К сентябрю планируем опубликовать методику балльной оценки предоставленной информации. И к концу года предоставить ответившим организациям оценку, отчет о рассмотрении и итоговый рейтинг года.

Не думаю, что потребуется формальное одобрение опросника и методики обработки отчетности со стороны министерств. Для нас более ценным было бы получить предложения к этим документам от самих предприятий. Мы надеемся, что в течение года получим от них обратную связь и сможем в последующие циклы постепенно улучшать методические подходы. Это очень большая работа, мы понимаем. Однако если будут полезные советы со стороны министерств и ведомств, экспертов, ученых – мы их постараемся учесть.

— Требует ли эта разработка дополнительного финансирования? Если да, то какого?

— Да, безусловно, эта работа потребует финансовых затрат. Мы готовы использовать имеющиеся внебюджетные средства института, но они сравнительно небольшие. С дополнительным финансированием объем, скорость и качество нашей работы значительно бы улучшилось. Если будет такая поддержка – будем очень благодарны. Она нужна только на первых этапах, постепенно система должна выйти на самоокупаемость.

— Международные компании, для которых нефинансовая отчетность давно стала обязательной, создают отдельную CDP-отчетность? Или она включена в стандартный ESG-отчет? Как обстоят дела с российскими эмитентами?

— Есть множество разных рейтингов. В настоящее время активно развивается ESG-отчетность. Да, обычно она включает и климатическую часть. Есть специализированные климатические рейтинги по анализу качества раскрытия климатической информации предприятий. CDP-отчетность посвящена анализу климатических физических и финансовых рисков предприятий, оценке и мониторингу выбросов парниковых газов. Насколько мне известно, в разные годы ее представляли разное количество российских компаний, их число последовательно росло от нескольких единиц до нескольких десятков в последние годы. Наивысшие рейтинги получали такие предприятия, как Архангельский ЦБК, «Русал», «Роснефть».

— Большинство российских компаний в своей нефинансовой отчетности указывают охваты выбросов парниковых газов (Scope 1, 2, 3). Для российского климатического рейтинга это важная информация? Какие охваты для вас наиболее интересны — прямые, непрямые или косвенные, как их учитывать в климатическом рейтинге?

— Чем более широко проведены исследования и оценены выбросы предприятия — тем они интереснее, тут очевидна прямая зависимость. Однако по качеству оценки разные охваты отличаются. Наиболее точно можно оценить первый охват, по прямым выбросам парниковых газов.

В то же время значительный потенциал у предприятий по сокращению выбросов парниковых газов возникает при учете второго охвата, включающего косвенные выбросы. Но тут возникают вопросы точности: коэффициенты косвенных энергетических выбросов не всегда известны в наших регионах.

Что касается третьего охвата, то тут много неясного. Если отслеживать третий охват вверх по цепочке поставок (от поставщиков до производителя. — «Ведомости. Экология») — это более-менее ясно очерченный круг и компании его представляют и могут попытаться оценить в эквиваленте углекислого газа. Однако полностью выбросы вниз по цепочке распространения продукции (от производителя до потребителя, ее захоронения, переработки или утилизации. — «Ведомости. Экология») точно оценить очень сложно. Мы прекрасно понимаем все эти нюансы отчетности и, конечно, будем их учитывать.

— Как вы сотрудничаете с компаниями, выпускающими нефинансовую отчетность? Они сами определяют объем выбросов парниковых газов? Вас привлекают в качестве экспертов и верификаторов?

— Мы только в начале пути. Наладим и взаимодействие, и сотрудничество. Повторяю, мы открыты для любых предложений. Но эта инициатива будет иметь успех только в том случае, если будет интерес со стороны предприятий.

Рейтингование отчетности не всегда включает обязательную ее верификацию, однако нужно стремиться к этому. Независимая верификация позволит обеспечить уверенность пользователей корпоративной информации и инвесторов в достоверности данных.

— Продолжат ли российские компании придерживаться климатической повестки в новых условиях?

— Искренне надеюсь на это. Не Россия отказывалась от работы в этом направлении и выходила из международных рейтингов. Мы открыты для продолжения совместной работы. Наши компании ориентированы на международные стандарты и не вижу смысла пытаться в панике от них отказаться. Когда климатическая повестка вновь станет одной из ведущих, нам надо быть к этому готовыми. Надо соответствовать тому уровню, который позволит встроиться нашим компаниям в международные стандарты. Однажды это произойдет.

Аналогичный вывод верен и для внутренней климатической политики России. Можно сейчас в ажиотаже отказаться от всего якобы навязанного нам Западом, в том числе и от климатической повестки. Можно пытаться ослабить некоторые положения принятого в прошлом году федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», и так откровенно слабого в отношении возможностей регулирования выбросов. Но это было бы большой ошибкой. Необходимо планомерно продолжать принятые на себя добровольные обязательства в рамках Парижского соглашения, сокращать выбросы парниковых газов, развивать и имплементировать планы по адаптации населения и экономики к изменениям климата.

Изменение климата никуда не делось, оно продолжается и ускоряется. При этом планы по ограничению эмиссии парниковых газов, принятые в России, опираются исключительно на внутренние национальные меры по увеличению энергоэффективности, модернизации производства, бережному использованию природных и земельных ресурсов. Это выгодные экономически мероприятия, которые в виде сопутствующего эффекта также позволят достичь нейтральности России по выбросам и поглощению парниковых газов и занять лидирующее положение в мире в этом направлении.