Трансграничный углеродный налог ударит по ВВП стран ЕАЭС

Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) обнародовал доклад, согласно которому платежи России по трансграничному углеродному налогу будет составлять от 40 млрд евро до 110 млрд евро в десятилетней перспективе. Введение этого налога Евросоюзом могут оказать негативное влияние на российский ВВП, снизив его на 0,2-0,5%. Что касается других стран евразийского региона то, по оценке ЦМИ, с 2026 года платеж России составит около 1 млрд евро, платеж Белоруссии составит 25 млн евро, Казахстана — 11 млн евро, Узбекистана 7 млн евро, Армении – 1 млн евро. Для некоторых стран Европейско-Азиатского союза (ЕЭС) оценки платежей выглядят невысокими, но они в отдельных случаях сконцентрированы в отдельных отраслях и даже в отдельных компаниях. Это еще не все риски. «В случае реализации худшего сценария оценка платежей по каждой стране возрастет в десятки раз», отметил в ходе заседания на ПМЭФ руководитель центра макроэкономических исследований Самвел Лазарян.

Трансграничный углеродный налог — дополнительный сбор за импорт товаров в ЕС, содержащих большой углеродный след. Этим налогом будут облагаться товары, при производстве которых эмиссия СО2 производилась выше устанавливаемых в ЕС норм. Несмотря на сложности на европейских рынках, риски для российской экономики будут увеличиваться несмотря на то, что она переориентирует свой экспорт на восток. И ждать послаблений на восточноазиатских рынках не стоит, требования у китайцев могут быть не ниже, чем у европейцев. По мнению авторов исследования, к 2030 году китайский трансграничный налог охватит весь экспорт России, Армении, Казахстана. Реагировать на предстоящие трудности этим странам нужно с помощью сбора данных об энергоемкости производственных выбросов. Кроме того, странам ЕАЭС нужно выработать единую зеленую таксономию — единую систему классификации видов экономической деятельности, категорий проектов и активов (включая количественные и качественные пороговые значения), направленных на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к его изменению. В Казахстане и в России такая система действует уже больше года. Однако эксперты говорят, что документ должен быть единым для всех стран. «Нынешние документы недостаточно синхронизированы, нужно выработать единую согласованную зеленую таксономию. Так же нужно подумать об эффективности стратегий зеленого финансирования», — заявил Самвел Лазарян.