Франция на пути сокращения выбросов

Хотя и сильно отстает в строительстве ветряных и солнечных электростанций
Евгений Разумный / Ведомости

Франция приближается к завершению президентских выборов, и следующий лидер столкнется с необходимостью снижения углеродных выбросов и проведения политики, соответствующей последним амбициозным целям ЕС. Издание Carbon Brief исследует состояние климатической и энергетической политики во Франции, являющейся крупным источником выбросов, которая, тем не менее, меньше зависит от ископаемого топлива, чем любая другая промышленно развитая страна.

В 2018 году Франция была 25-м по величине источником выбросов парниковых газов в мире, занимая более низкое место, чем европейские соседи аналогичного размера, такие как Великобритания и Италия. Во многом это связано с положением Франции как третьего по величине производителя ядерной энергии в мире, которая обеспечивает страну более чем двумя третями электроэнергии. Выбросы в энергетическом секторе относительно низки, чего нельзя сказать о других секторах экономики, таких как сельское хозяйство и транспорт. В последние годы Франция часто изображала из себя мирового лидера в области изменения климата, прославившись проведением саммита COP21 в 2015 году, по итогам которого было подписано Парижское соглашение — основной международный договор по борьбе с изменением климата.

Согласно данным Всемирного банка, Франция — страна с высоким уровнем дохода, которая по состоянию на 2020 год занимала седьмое место в мире по ВВП и третье место в Европе. Это вторая по численности населения страна в ЕС с населением около 67 млн человек. С момента своего избрания в 2017 году президент Эммануэль Макрон часто представлял свою страну как климатического лидера на мировой арене после того, как США вышли из соглашения. Внутри страны Макрон подвергался критике за то, что не смог подкрепить свою риторику достаточными действиями. Согласно опросу Pew Research Center, 83% французов в 2020 году считали изменение климата «серьезной угрозой» для страны, что значительно больше, чем в соседних странах, таких как Великобритания и Германия. В конце 2020 года правительство объявило о своем плане помощи в восстановлении после Covid-19, которая составляла 30 млрд евро на ремонт зданий, транспорт, сельское хозяйство и энергетику. В 2021 году ВВП страны увеличился на 7%, что стало самым сильным ростом за более чем пять десятилетий. Традиционно во французской политике доминировали две партии: левоцентристская социалистическая партия и правоцентристские республиканцы, которые обычно образовывали коалиции с сочувствующими более мелкими партиями. Обе продемонстрировали поддержку действий по борьбе с изменением климата, хотя и с разными подходами, отражающими их политику. Социалисты являются более ориентированной на климат партией. Республиканцы склонны отдавать предпочтение рыночным механизмам, таким как установление цен на выбросы углерода. Двухпартийная система изменилась во время выборов 2017 года, когда в борьбе за пост президента столкнулись Марин Ле Пен из ультраправого Национального фронта и Эммануэль Макрон, возглавивший недавно сформированную центристскую партию. Противостояние между Макроном и Ле Пен продолжилось на президентских выборах 2022 года, поскольку оба кандидата вышли на первое место в первом туре голосования, а поддержка традиционных партий рухнула. Помимо своей внутренней политики, Франция является одним из крупнейших и наиболее влиятельных членов ЕС и председательствует в Совете ЕС в 2022 году.

Выбросы во Франции в 2018 году составили 361 млн тонн эквивалента CO2, согласно базе данных CAIT, поддерживаемой Институтом мировых ресурсов (WRI). Выбросы на душу населения составили 5,4 т эквивалента CO2, что ниже среднемирового уровня и, что особенно важно, ниже, чем у других стран Европы, таких как Великобритания, Италия и Германия. Каждая страна, подписавшая Парижское соглашение, установила цель, известную как определяемый на национальном уровне вклад (NDC) в сокращение выбросов. ЕС представил обновленный NDC в 2020 году, повысив цель сокращения выбросов с 40% до «не менее 55%» к 2030 году по сравнению с базовым уровнем 1990 года. Climate Action Tracker (CAT), независимый анализ климатических обязательств, подготовленный тремя исследовательскими организациями, оценил цель ЕС NDC как «недостаточную» для достижения температурных целей Парижского соглашения. В нем отмечается, что ЕС должен «обеспечить, чтобы меры климатической политики, принятые в Брюсселе, выполнялись государствами-членами», поскольку в настоящее время существуют расхождения в соблюдении. Франция — одна из стран, которая не достигла своих целей. У Франции также есть собственная цель по внутренним выбросам, предусматривающая сокращение выбросов на 40% к 2030 году по сравнению с уровнями 1990 года, что соответствует сокращению на 41% по сравнению с 2005 годом. У страны также есть цель по нулевым выбросам к 2050 году. В настоящее время страна не находится на пути к достижению какой-либо из этих целей. Франция также представила отдельный документ NDC в начале 2021 года для своих заморских территорий, которые технически не являются частью ЕС, а именно Новой Каледонии, Французской Полинезии, Сен-Бартелеми, Сен-Пьера и Микелона, а также Уоллиса и Футуны. В документе отмечается, что на эти острова приходилось 1,6% всех парниковых газов Франции в 2018 году и что к 2030 году они сократят свои выбросы на 8,4% по сравнению с базовым уровнем 2016 года. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Франция является одним из самых щедрых поставщиков климатического финансирования в развивающиеся страны, занимая третье место после Японии и Германии. Однако большая часть французских средств предоставляется в виде кредитов, а не грантов.

Французские лидеры сыграли важную роль в переговорах, которые в конечном итоге привели к Парижскому соглашению. В частности, тогдашний министр иностранных дел Лоран Фабиус был президентом COP21, а Лоуренса Тубиана, который был послом Франции по климату во время переговоров, часто называют «архитектором Парижского соглашения».

Климатическая политика Франции в последние годы подверглась тщательному анализу, поскольку стало очевидно, что страна не находится на пути к достижению целей, которые она поставила перед собой. Ключевым ориентиром для сегодняшней климатической политики является закон «Энергетический переход для зеленого роста» 2015 года. Закон включает несколько важных целей, в частности, сокращение выбросов на 40% к 2030 году по сравнению с уровнями 2019 года, и на 75% к 2050 году. Также он включает цели по наращиванию возобновляемых источников энергии, сокращению использования атомной энергии и увеличению налога на выбросы углерода на ископаемое топливо более чем в четыре раза. Существует два инструмента для содействия энергетическому переходу во Франции, оба из которых правительство обязано публиковать каждые пять лет. Это Национальная низкоуглеродная стратегия (SNBC) и Многолетняя энергетическая программа (PPE). Вскоре после выборов 2017 года новое правительство Макрона разработало «климатический план», который включал в себя ряд важных обязательств, таких как достижение нулевого уровня выбросов к 2050 году, прекращение продаж бензиновых и дизельных автомобилей к 2040 году и прекращение разведки ископаемого топлива на территории Франции к 2040 году. Франция уже не достигла цели, установленной в своем первом углеродном бюджете в рамках SNBC, который охватывал 2015–2018 годы, в общей сложности на 65 млн тонн эквивалента CO2 за пятилетний период. Поэтому правительство пересмотрело свой второй углеродный бюджет в сторону увеличения и рассчитывает, что оно достигнет своей цели, отчасти из-за воздействия Covid-19. Между тем, в 2019 году против французского правительства было возбуждено два судебных дела в связи с его бездействием в отношении изменения климата. В первом, поданном муниципалитетом Гранд-Синт, Государственный совет (верховный суд Франции) приказал правительству «принять все необходимые меры» к концу марта 2022 года, чтобы Франция встала на путь достижения своих климатических целей. Совет отметил, что в течение первого периода своего углеродного бюджета Франция добилась среднего сокращения выбросов только на 1% в год, а не на требуемые 2,2%. Во втором случае группа неправительственных организаций (НПО) подала в суд на французское государство за бездействие в борьбе с глобальным потеплением, это дело получило название «дело века». Оно также увенчались успехом, и суд признал государство виновным в «несоблюдении своих обязательств» в отношении изменения климата. К 2023 году Франция снова должна будет обновить свои планы, чтобы привести их в соответствие с целью ЕС к 2050 году и Европейским законом о климате, который также устанавливает юридически обязывающую цель по сокращению выбросов на 55% к 2030 году.

Атомная энергетика на сегодняшний день является крупнейшим источником энергии во Франции, на нее приходится 69% производства электроэнергии в стране в 2021 году. Франция произвела 379 ТВт-ч ядерной энергии в 2021 году, уступив только Китаю, который произвел 408 ТВт-ч (для сравнения – в России эта цифра составила 222,436 ТВт-ч). Атомная энергетика во Франции имеет долгую историю: премьер-министр Пьер Мессмер отреагировал на нефтяной кризис 1973 года, инициировав строительство 13 ядерных реакторов для обеспечения энергетической независимости. Несмотря на доминирующее положение, стареющий парк и высокие затраты на строительство новых реакторов означают, что атомная энергетика во Франции остается актуальной политической темой и сегодня. Проект, реализуемый во Фламанвиле на севере Франции, сталкивается с длительными задержками и, как ожидается, будет стоить примерно в четыре раза больше первоначальной сметы.

В настоящее время Франция сильно отстает от многих своих европейских соседей в строительстве ветряных и солнечных электростанций. Это была единственная страна-член ЕС, которая не достигла своей цели по возобновляемым источникам энергии к 2020 году. На французские возобновляемые источники энергии приходилось только 19% национального энергопотребления, что далеко от цели в 23%, установленной Директивой блока по возобновляемым источникам энергии (RED) в 2009 году. В соответствии с предложением комиссии по реформе RED, следующая цель для возобновляемых источников энергии будет увеличена с 32% энергетического баланса ЕС к 2030 году до 40%, а это означает, что Франция еще больше отклонится от намеченного пути. Строительство ветряных электростанций идет медленно, причины этого связаны с трудными процессами планирования и юридическими проблемами, которые задерживают производство. Энергия ветра была очень политизированной темой во Франции: местные активисты часто протестовали против того, что турбины, даже оффшорные, разрушают ландшафт. Лидер национального ралли Ле Пен заявила, что избавится от субсидий на возобновляемую энергию и снесет существующие турбины. Однако опрос, опубликованный в 2021 году, показывает, что три четверти населения Франции положительно относятся к ветроэнергетике, и эта цифра идентична для тех, кто живет на расстоянии 5 км или меньше от турбин.

Преимущественно из-за обилия ядерной энергии Франция меньше зависит от ископаемого топлива, чем многие другие промышленно развитые страны, и фактически производит меньше энергии из угля, газа и нефти, чем любой другой член G20. Уголь никогда не был основным источником энергии во Франции, а за последнее десятилетие он постепенно исчезал из энергоснабжения страны. В 2018 году правительство Франции объявило, что все оставшиеся угольные электростанции будут закрыты к 2022 году. Франция является домом для TotalEnergies, крупнейшей нефтяной компании Европы после Shell, хотя ее деятельность на внутреннем рынке в основном ограничивается переработкой, а не добычей. Фактически, внутреннее производство нефти и газа в стране ничтожно мало, а это означает, что оно почти полностью зависит от импорта из таких стран, как Нидерланды, Норвегия и Саудовская Аравия. Основными потребителями ископаемого топлива во Франции являются дома из-за их потребностей в отоплении. Правительственные данные показывают, что 40% энергии, используемой для обогрева домов, поступает от сжигания газа и 12% от сжигания мазута. Франция добилась определенных успехов в электрификации отопления: 12% энергии, используемой для обогрева домов, поступает от электрических систем. Во Франции больше тепловых насосов, чем в большинстве соседних стран, но далеко не так много, как в скандинавских странах. Правительство предприняло шаги по поэтапному отказу от использования ископаемого топлива в зданиях, в том числе запретило установку мазутных и угольных котлов в большинстве новых и существующих зданий с июля 2022 года и обязалось заменить все мазутные котлы к 2028 году.

Наконец, выбросы тяжелой промышленности во Франции ниже, чем у некоторых ее более промышленно развитых европейских соседей, и сократились примерно на две пятых с 1990 года, но по-прежнему составляют 19% от общего объема выбросов.

Как сектор, который производит больше выбросов, чем любой другой, и его доля постепенно увеличивается на протяжении десятилетий, транспорт является важной целью декарбонизации во Франции. Транспорт производит 31% выбросов во Франции, из которых более половины приходится на частные автомобили. Правительство объявило, что с 2040 года во Франции будет запрещена продажа новых бензиновых и дизельных автомобилей. Во Франции — один из крупнейших рынков электромобилей среди крупных европейских экономик, на который в 2021 году приходилось около 15% продаж автомобилей. Меры по увеличению продаж электромобилей были ключевым компонентом правительственного пакета экологических мер по восстановлению после Covid-19, они включали гранты для поддержки людей, покупающих автомобили с низким уровнем выбросов. Но несмотря на все эти усилия, выбросы от транспорта во Франции почти не изменились за десятилетие, за исключением периода пандемии Covid-19.

На сельское хозяйство приходится 19% выбросов во Франции, а сокращение выбросов на 9%, произошедшее с 1990 года, является недостаточным в свете целей правительства в области климата. Небольшое снижение выбросов произошло в результате сокращения поголовья крупного рогатого скота в стране и использования навоза в ферментерах, что помогло сократить выбросы метана. Будучи членом ЕС, Франция подпадает под действие Общей сельскохозяйственной политики (CAP), системы, которая сдерживает усилия по борьбе с сельскохозяйственными выбросами блока.

Площадь материковой части Франции является самой большой из стран-членов ЕС, покрывая около 13% площади блока. Волны тепла, связанные с глобальным потеплением, за последние годы унесли жизни тысяч французов, а в 2019 году южная деревня Галларг-ле-Монтюё достигла самой высокой температуры, когда-либо зарегистрированной в стране, — 45,9 °C. Засуха угрожает виноградникам на юге Франции, лесные пожары становятся все более опасными в Средиземноморском регионе, а ледники во французских Альпах отступают по мере повышения температуры. Среднегодовая температура на материковой части Франции за последнее десятилетие была уже в среднем на 1,8°С выше, чем в доиндустриальный период 1895-1915 гг.