Похолодание и дожди потушили горящую тайгу

Пик лесных пожаров в большинстве таежных регионов России пройден
Unsplash

Отдельные крупные лесные пожары и чрезвычайные ситуации в тайге все еще возможны, но пока прогноз благоприятный, почти по всей таежной зоне в ближайшие дни ожидаются низкие уровни пожарной опасности по погодным условиям. Об этом сообщил телеграм-канал Greenpeace forest news.

По словам специалистов «Гринпис», «пока по общей площади, пройденной лесными пожарами с начала года, нынешний год близок к среднемноголетним значениям за прошлые два десятилетия — что в условиях лесного хаоса и нарастающих изменений климата совсем неплохо».

Они считают, что сохраняется высокий риск развития катастрофических пожаров в более южных районах лесной зоны, в лесостепных и степных регионах. Высокая или чрезвычайная пожарная опасность по погодным условиям ожидается преимущественно в регионах европейско-уральской части России. Здесь, особенно в лесостепной и степной зонах, практически все без исключения пожары возникают по вине человека — так что будут или нет еще катастрофические пожары до конца нынешнего года, теперь практически полностью зависит от поведения людей.

Относительно благополучное прохождение пожароопасного сезона 2022 года в большинстве таежных регионов России (а именно на тайгу приходятся основные площади как собственно пожаров, так и погибших от них лесов) может создать у правительства иллюзию, что теперь в России все в порядке с охраной лесов от огня, и никакие дополнительные крупные меры к следующему году не нужны. На самом деле, все совсем не так: в 2022 году России просто повезло с погодой, а где не справились — помогла система формирования отраслевой отчетности. При этом абсолютное большинство причин прошлых лесопожарных катастроф, как считают в «Гринпис», — это «нищета лесного хозяйства, кадровый голод, отсутствие ясных перспектив развития отрасли, безумное законодательство, широкое распространение пожароопасных практик в землепользовании, отсутствие мотивов к сбережению лесов».

А везение, в том числе в охране лесов от огня, не может быть вечным.