Открытость на перспективу

Каким будет будущее нефинансовой отчетности и ESG-рейтингов в России

Сегодня стартует Международный экономический форум в Санкт-Петербурге. Представителям органов государственной власти, компаниям, экспертам, некоммерческим организациям предстоит найти ответы на многие вопросы, которые возникли в этот кризисный год, и в том числе обозначить перспективы в области социально-экологической ответственности и открытости бизнеса.

С уходом международных агентств и консультантов, которые строили ESG-оценки через анализ нефинансовой отчетности, многие российские компании лишились уже привычных для них инструментов таких, например, как Carbon Disclosure Project (CDP), Global Reporting Initiative (GRI) или International Accounting Standards Board (IASB). При этом за последние 10 лет российский бизнес семимильными шагами двигался навстречу устойчивому развитию и вложил серьезные инвестиции в то, чтобы использовать лучшие мировые практики.

Очевидно, что необходимость продолжать двигаться в зеленом направлении у бизнеса не исчезнет. Во-первых, прекращать это движение невыгодно для самих компаний, ведь вернуться к бизнесу as usual будет означать для них отказ от уже модернизированных технологий и процессов, которые были запущены еще до кризиса и в которые были вложены немалые финансовые и организационные ресурсы.

Во-вторых, и компании очень хорошо это осознают, зеленые решения — это часто экономия ресурсов и энергии. Например, ряд проектов в сфере энергоэффективности начинает окупается где-то на третий год, то есть те, кто встал на путь устойчивого развития, либо уже оценили эффект, либо вот-вот оценят.

Что касается перспектив — в текущих условиях важно, что устойчивое развитие создает новые профессии и новые рабочие места, а они нашей экономике сейчас очень нужны. Еще один важный фактор — нефинансовая отчетность всегда была и будет важным источником информации для инвесторов, акционеров и руководства компании, чтобы эффективно управлять бизнес-процессами, ведь без понимания текущей ситуации в области экологии, корпоративной и социальной ответственности сложно строить планы и разрабатывать стратегии.

Не снимаются с повестки вопросы изменения климата. Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов недавно заявил, что Россия не должна выходить из Парижского соглашения, это удар по имиджу страны как экологически ответственного государства. О том, что поставленные ранее задачи по созданию благоприятной среды для жизни граждан должны выполняться, особенно в нынешних условиях, также говорили недавно и на заседании комиссии Госсовета по направлению «Экология и природные ресурсы».

Очевидно, что выполнять эти обещания придется в том числе компаниям. На них ляжет ответственность за то, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность и благополучие граждан. При этом ни то, ни другое невозможно в отрыве от ответственности за воздействие на окружающую среду.

Рассмотрим очень простой пример: для успешного функционирования компаниям сейчас нужны новые рынки экспорта продукции, их освоение потребует и внедрения экологических стандартов и требований новых регионах. Если раньше для этого использовались европейские оценки социально-экологической ответственности компаний, то сейчас потребуются инструменты, которые бы учитывали специфику функционирования российских предприятий и использовали подходы лучших мировых стандартов и практик, с которыми знакомы азиатские закупщики. В глобальном смысле происходит перестройка системы цепочек поставок, но никто не отменяет требований к их прозрачности как основы социально-экологической ответственности.

Таким образом, вопрос того, как вести нефинансовую отчетность, на какие критерии опираться и какие инструменты для оценки воздействия на окружающую среду использовать, задают себе многие компании. Более того, тут важно, чтобы эти инструменты были проверенными, объективными и общепризнанными на международном уровне, ведь речь об интеграции в глобальные бизнес-процессы.

Свои эффективные инструменты в России есть, но их пока совсем немного, отдельно стоит выделить индекс устойчивого развития Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и отраслевые рейтинги открытости экологической информации Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Ключевым стейкхолдером в сфере зеленого и impact-инвестирования в России остается ВЭБ.РФ, который даже в период кризиса не снимает с повестки вопросы учета ESG-рисков при кредитовании российской экономики. Напротив, целый ряд методологических разработок ВЭБ.РФ, такие, как методология оценки социально-экологических рисков при реализации инфраструктурных проектов (IRIIS), таксономия зеленых, адаптационных и социальных проектов, приобретают большую значимость на этапе трансформации российской экономики.

Безусловно, со временем появятся и новые российские инструменты, но, чтобы обеспечить экономическую безопасность, компаниям нужно осваивать новые рынки уже сейчас. Есть еще один существенный аспект, сейчас государство предлагает целый ряд мер по поддержанию бизнеса, некоторые предложения касаются ослабления норм и требований в области ответственности за воздействие на окружающую среду и открытости информации. Судить о том, насколько это поможет компаниям, устойчивости их развития и как отразится на состоянии окружающей среды мы сможем, вероятно, через несколько лет. Однако на фоне общих векторов, обозначенных и государством, и продиктованных требованиями глобальных бизнес-процессов, очевидно, потребность в качественной оценке воздействия компаний на окружающую среду, а значит — в открытости такой информации, возрастет. Этому будет способствовать и усиление общественного контроля за состоянием окружающей среды, тренд на которое мы видим в последние несколько лет.