Медотходы класса А могут приравнять к офисному и бытовому мусору

Исторически сложившийся барьер между медицинскими и обычными отходами будет устранен
Freepik.com

Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров анонсировал новый законопроект о совершенствовании законодательства в сфере обращения с медотходами класса А

Он позволит передавать их региональным операторам, специализирующимся на утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), повысить контроль над их обращением (сейчас его практически нет) и существенно снизить затраты медицинских организаций. Утилизация медотходов класса А из 120-литрового контейнера и аналогичного объема ТКО из такой же емкости может отличаться в цене в пять и более раз.

Безопасные медицинские отходы класса А неоднократно пытались перевести в класс ТКО, чтобы их могли утилизировать мусорные операторы. Последняя попытка была предпринята мэром Москвы Сергеем Собяниным, который 16 декабря 2021 г. отправил премьеру Михаилу Мишустину письмо с предложением разрешить региональным операторам, специализирующимся на утилизации ТКО, вывозить по всей стране неопасные медицинские отходы класса А, которые не подлежат сжиганию на специальных установках. К таким относятся канцелярские товары, упаковка, использованные средства гигиены из неинфекционных отделений, мусор с дворовых территорий поликлиник и пищевые отходы столовых.

На отходы класса А приходится около 85% всех медотходов и для их утилизации не нужно получать специальную лицензию, отмечал Собянин. Но работа с ними не регулируется никакими действующими законами, поэтому их не могут вывозить региональные операторы ТКО, а также специализированные операторы по медицинским отходам.

Медицинские отходы разделены на пять классов — А, Б, В, Г, Д — по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности. Безопасными считаются отходы класса А. К ним относятся канцелярские изделия, мебель, постельные принадлежности, не контактировавшие с инфекционными больными, халаты одноразового пользования, индивидуальные средства защиты (одноразовые маски, хозяйственные перчатки), бахилы. А также пищевые отходы не инфекционных отделений. Кроме того, к классу А относится мусор, собранный на прилегающей к лечебному учреждению территории. Эти отходы упаковывают в пакеты и маркируют о принадлежности к классу А. Их вывозят на полигон ТКО или доставляют утилизаторам для сжигания. Вывоз отходов класса А не подлежит учету.

Новый законопроект по обращению с медицинскими отходами был разработан комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при участии Минздрава, Минприроды и Роспотребнадзора по поручению заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Григоренкова, данному в декабре прошлого года, говорится в сообщении комитета СФ.

В частности, его авторы предложили поправки в два действующих закона: 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые регулируют сферу обращения с медицинскими отходами. Авторы законопроекта предлагают приравнять медицинские отходы, обеззараженные и обезвреженные на территориях больниц и поликлиник, к обычным коммунальным и промышленным отходам. Чтобы их могли забирать и утилизировать на обычных мусорных полигонах те же операторы, что отвечают за вывоз ТКО.

Медотходы класса А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к ТКО, отметил «Ведомости. Экологии» гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев: «Мы предлагаем разграничить регулирование обращения с медицинскими отходами следующим образом: с момента образования медотходов и до их обеззараживания в медучреждениях они регулируются законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и санитарно-эпидемиологическими требованиями. После обеззараживания медотходы, лишенные эпидемиологически опасных свойств, становятся отходами производства. Дальнейшее обращение с ними будет происходить в рамках экологического законодательства Российской Федерации».

Такое разграничение регулирования позволит обеспечить учет как образования, так и дальнейшего движения этих отходов, продолжил Буцаев. Для формирования достоверных данных учета, а также для принятия решений стратегического планирования по организации системы обращения с медотходами РЭО полагает целесообразным вести учет обращения с ними в рамках государственной информационной системы, говорит эксперт.

«Этот подход позволит нормировать обеззараженные отходы, получать необходимые лицензии и разрешения на их транспортирование, обезвреживание и размещение, подтверждая соответствие участников рынка требованиям экологического законодательства при осуществлении деятельности с медицинскими отходами, вносить необходимые платежи за негативное воздействие на окружающую среду», — уверен глава РЭО.

Санитарно-эпидемиологический контроль за накоплением, учетом образования и обеспечением обеззараживания медицинских отходов на территории медицинских учреждений будет осуществляться Роспотребнадзором, добавляют в РЭО. Контроль потоков уже обеззараженных или безопасных отходов, определение потребности в мощностях по обезвреживанию и размещению таких отходов будет обеспечен со стороны Минприроды и Росприроднадзора.

Авторы законопроекта предлагают наладить сбор статистики образования медицинских отходов. «Предварительно проведенные нами исследования показывают, что их объем как минимум сопоставим с объемом ТКО, а это огромные показатели, — заявлял ранее СМИ Майоров. По его словам, утилизация медотходов никем не контролируется. «Компаниям, с которыми больницы и поликлиники заключают договоры на подобного рода услуги, зачастую проще вывалить их где-нибудь в лесу или даже на обочине», — утверждал он.

В РЭО подтверждают, что статистических данных о количестве образовавшихся медотходов, учета их движения и состояния объектов по их обезвреживанию не существует. Как и контроля за специализированными организациями, занимающимися вывозом и обеззараживанием таких отходов. «Есть пробелы в правовом регулировании с отсылкой к законодательству об отходах производства и потребления, из-под действия которого выведены медотходы. Из-за этого невозможно получить лицензию на обращение с ними, оформлять паспорта на отходы, разрабатывать комплексные экологические разрешения, декларации о воздействии на окружающую среду и проекты нормативов образования медотходов и лимитов на их размещение. Нет возможности предоставлять отчетность и мониторить воздействие на окружающую среду деятельности по обращению с медотходами в рамках производственного экологического контроля и др. Стоимость услуг не регулируется, соответственно, медотходы вывозятся по наименьшей цене и зачастую не доезжают до специализированных объектов», — описывает масштаб проблемы Буцаев.

Гендиректор холдинговой компании «Экологические системы» Константин Фрумкин считает, что новый законопроект — хорошая попытка, но он не сможет сдвинуть ситуацию с места. В законопроекте, как отмечает Фрумкин, не определено ключевое понятие — относятся ли медотходы к ТКО или нет. В законопроекте их определили как «отходы, аналогичные соответствующим ТКО». «Но все равно останется вопрос: ТКО это или нет?» — отмечает эксперт.

«Предложение Совета Федерации подвести под действие 89-ФЗ медотходы класса А с точки зрения теории — это хорошо, потому что базовый закон об отходах и потреблении начнет видеть такой класс отходов, как медицинские. Законодательство хотя бы признает, что они вообще существуют. Но на практике это ни к чему не приведет: подобная ситуация сложилась, например, со строительными отходами. Их 89-ФЗ благополучно видит, но что с ними делать и как обращаться — толком не прописано. Поэтому подобный законопроект хорош как первый шаг к регулированию вопроса с медицинскими отходами, но впереди еще много шагов, которые нужно сделать», — добавляет Фрумкин.

Требование об обработке медотходов, прописанное в новом законопроекте, трудно выполнимо, считает Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы «Эколайн», оператора по вывозу и утилизации отходов. В основном обеззараживание медицинских отходов проводится с применением дезинфицирующих средств или оборудования, отмечает она. «Учитывая тот факт, что большинство медучреждений являются бюджетными и выделение средств на их содержание является ограниченным, невозможно понять, насколько требования по обеззараживанию были соблюдены. При худшем сценарии применяемые дезинфицирующие средства или методы дезинфекции могут не соответствовать требованиям или быть с истекшим сроком годности и в дальнейшем при обезвреживании и размещении может произойти распространение инфекционного агента».

Как отмечает Вишнякова, следует опасаться смешивания медицинских отходов разной степени опасности и такой сценарий вполне вероятен. Для того чтобы предотвратить распространение инфекций, медицинские отходы, за исключением отходов класса А, должны транспортироваться и накапливаться при низких температурах в герметично закрытых емкостях. Для понимания эффективности их обеззараживания перед транспортированием должна проводиться лабораторно-инструментальная проверка, отмечает эксперт. «Нет гарантии, что в контейнер с медицинскими отходами класса А, требования к транспортированию и обеззараживанию которых минимальны, не попадет отход более опасного класса, — говорит Вишнякова. — Тогда при транспортировании таких отходов и дальнейшей сортировке будет высокий риск для здоровья работников (порезы от игл и других инструментов, заражение болезнями от отходов, которые были некачественно обеззаражены), загрязнение окружающей среды, подземных, сточных вод и распространение инфекций их разносчиками, например птицами и грызунами».

Из опасений, что утилизация безопасных медотходов вместе с обычными ТКО повлечет за собой опасные прецеденты, в марте 2020 г. комитет Госдумы по охране здоровья отклонил инициативу заксобрания Краснодарского края о включении медицинских отходов класса А в сферу регулирования ФЗ-89.

Фрумкин надеется, что новый законопроект все-таки примут. «Хотя на практике он сразу ничего не поменяет, но при его наличии можно будет сделать следующие шаги в отношении не только медицинских, но и других видов отходов, организовать их контроль и учет, как это сделано сейчас с ТКО», — считает он.