Страны ЕС достигли соглашения по климатической политике после длительных ночных переговоров

Страны ЕС рано утром 29 июня поддержали поэтапный отказ от продаж новых автомобилей, работающих на ископаемом топливе к 2035 году и фонд в размере €59 млрд для защиты малообеспеченных граждан от затрат на компенсацию выбросов углекислого газа. Об этом пишет The Guardian.

После более чем 16-часовых переговоров министры охраны окружающей среды из 27 государств-членов ЕС согласовали свои позиции по пяти законам, которые являются частью более широкого пакета мер по сокращению выбросов, способствующих глобальному потеплению. «Климатический кризис и его последствия очевидны, поэтому такая политика неизбежна», — заявил глава ЕС по климатической политике Франс Тиммерманс.

Министры поддержали основные части пакета, который Европейская комиссия впервые предложила в прошлом году, в том числе закон, требующий от новых автомобилей, продаваемых в ЕС, с 2035 года не выбрасывать углекислый газ. Это сделает невозможным продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Соглашения министров сформируют их позицию на предстоящих переговорах с парламентом ЕС по окончательным законам.

Италия, Словакия и другие государства хотели отложить этот поэтапный отказ до 2040 года. В конечном итоге страны поддержали компромисс, предложенный Германией, крупнейшим автомобильным рынком ЕС, которая сохранила цель 2035 года, и попросили Брюссель решить в 2026 году, будут ли автомобили гибридными или полностью электрическими. Тиммерманс считает, что в настоящее время гибриды не обеспечивают достаточного сокращения выбросов, а альтернативные виды топлива слишком дороги.

Предложения по климату направлены на то, чтобы ЕС, третий по величине источник выбросов парниковых газов в мире, достиг своей цели к 2030 году по сокращению выбросов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года. Это потребует от правительств и промышленности значительных инвестиций в более чистое производство, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и электромобили.

После напряженных переговоров министры согласились сформировать фонд ЕС в размере €59 млрд, чтобы защитить граждан с низкими доходами от расходов на экологическую политику с 2027 по 2032 год. Литва была единственной страной, которая выступила против окончательных соглашений, безуспешно пытаясь найти более крупный фонд вместе с Польшей, Латвией и другими странами, обеспокоенными тем, что новый рынок углекислого газа может увеличить счета за электроэнергию. Финляндия, Дания и Нидерланды, более богатые страны, которые платят в фонд больше, чем получают из него, хотели, чтобы он был меньше.

Министры также поддержали реформы нынешнего углеродного рынка ЕС, который обязывает промышленность платить, когда они загрязняют окружающую среду.