Страны ЮВА не готовы к последствиям односторонней климатической политики ЕС
Три десятилетия переговоров в рамках Рамочной конвенции об изменении климата (РКИК) ООН не дали желаемых результатов, что поставило под вопрос практичность глобальных экологических усилий и привело к разработке небольших, но более целенаправленных соглашений по смягчению последствий выбросов углерода между странами.
Одним из примеров такого соглашения является Система торговли квотами на выбросы (ETS) Европейского Союза (ЕС). Однако ETS приводит к ситуации, когда компании перемещают свое производство из стран с жесткими экологическими нормами в страны с более слабыми стандартами, что приводит к увеличению глобальных выбросов. Экономисты уже давно утверждают, что эту проблему можно решить с помощью пограничных налогов на продукты, импортируемые из стран с низкими ценами на выбросы углерода. ЕС намерен внедрить механизм корректировки углеродных границ (Carbon Border Adjustment Mechanism – CBAM), который планируется вводить поэтапно с 2023 года, до полного введения в 2026 году.
В настоящее время рассматривается несколько методов расчета стоимости импорта углерода. Один из них подразумевает, что если компания в ЕС хочет импортировать продукт из стран за пределами блока, ей нужно будет купить углеродные сертификаты, соответствующие цене углерода, которую она заплатила бы, если бы товар был произведен в ЕС. Если страна производства вводит цену на углерод, импортеры из ЕС могут требовать соответствующего снижения CBAM. Идея состоит в том, что CBAM ЕС будет поощрять страны, не входящие в ЕС, к внедрению более высоких экологических стандартов, тем самым уменьшая выбросы углерода.
Недавно, как пишет издание Eco-Business, Институтом Юсофа Исхака (ранее известным как Институт исследований Юго-Восточной Азии) было проведено исследование о восприятии директивными органами Индонезии, Сингапура и Таиланда CBAM ЕС. Сингапурские политики видят ценность CBAM, но обеспокоены его односторонним характером. В Таиланде и Индонезии опасаются сложности правил и потенциального влияния на конкурентоспособность местной промышленности. Следует отметить, что ЕС является третьим по величине торговым партнером Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 2021 году экспорт АСЕАН в ЕС составил примерно €136 млрд. Несмотря на значительный объем торговли, реакция региона на CBAM ЕС выглядит в значительной степени сдержанной. Было принято решение о том, что CBAM будет применяться только к импорту железа, стали, алюминия, цемента, удобрений и электроэнергии, в то время как 86% экспорта АСЕАН в ЕС составляют промышленные товары, которые не подпадают под эти категории. Эксперты отмечают, что, хотя CBAM ЕС может не иметь краткосрочных последствий для региона, ситуация может измениться по мере развития инициативы. Такие страны, как Вьетнам, крупнейший региональный экспортер в ЕС, должны будут быстро разработать строгие экологические нормы, иначе они рискуют потерять важный зарубежный рынок. Однако в этом сценарии ускорение декарбонизации в Юго-Восточной Азии будет непростым, поскольку региональные правительства недавно увеличили субсидии на ископаемое топливо, чтобы справиться с растущими ценами на сырье.
CBAM ЕС подвергался критике как протекционистский инструмент, предназначенный для защиты компаний ЕС от конкурентов из Юго-Восточной Азии. Также обсуждались вопросы о его соответствии правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Малайзия и Индонезия в настоящее время вовлечены в спор с ЕС по поводу поэтапного отказа от импорта неустойчивого пальмового масла, что также может подорвать принятие CBAM в этих двух странах. Кроме того, возникает вопрос: разумно ли требовать от развивающихся стран или стран с формирующимся рынком более высокой платы за выбросы углерода, учитывая, что развитые страны не выполняют обязательства по климатическому финансированию? Углеродные рынки стран Юго-Восточной Азии пока находятся в стадии развития. Сингапур первым ввел цену на углерод в 2019 году. Вьетнам и Таиланд планируют сделать это в ближайшем будущем. Как писали «Ведомости. Экология», ЕС мог бы предотвратить негативные последствия введения CBAM для развивающихся стран за счет выделения ресурсов и технологий для повышения эффективности промышленных процессов, финансирования проектов по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) и освобождения беднейших стран от CBAM.