Мировой спрос на электромобили растет

Несмотря на стремительное подорожание аккумуляторов
Pixabay
Pixabay

В этом году спрос на электромобили оставался высоким, даже несмотря на то, что средняя стоимость литий-ионных аккумуляторов взлетела примерно до $160 (€148) за киловатт-час в первом квартале с $105 (€97) в прошлом году. Как сообщают СМИ, затраты выросли из-за сбоев в цепочке поставок, санкций в отношении российских металлов и спекуляций инвесторов. Для небольшого автомобиля, такого как Hongguang Mini, более высокая стоимость батареи добавила почти $1500 (€1390) в цену автомобиля. Такое повышение составляет примерно 30% от цены автомобиля.

Но стоимость бензина и дизельного топлива для автомобилей внутреннего сгорания также резко возросла, и эксперты отметили, что экологические проблемы подталкивают все больше покупателей выбирать электромобили. Производители — от Tesla до SAIC-GM-Wuling — переложили более высокие затраты на потребителей, увеличив цены на электромобили. И, возможно, грядет еще большее увеличение.

Председатель словацкого производителя аккумуляторов для электромобилей в oBat Энди Палмер говорит, что маржа в индустрии аккумуляторов уже невелика, поэтому «растущие издержки придется переложить на автопроизводителей».

Производители автомобилей, такие как Mercedes-Benz, скорее всего, переложат увеличение расходов на потребителей, если цены на сырье продолжат расти. «Нам нужно сохранить маржу», — заявил технический директор Маркус Шефер.

Но покупателей это пока не отпугнуло. Согласно оценкам EV-volumes.com, мировые продажи электромобилей в первом квартале подскочили почти на 120%. Китайские компании Nio, Xpeng и Li Auto в марте продемонстрировали рекордные продажи электромобилей. В первом квартале Tesla продала рекордные 310 тыс. машин.

Резкий рост стоимости аккумуляторных батарей может быть вспышкой в долгосрочной тенденции, в соответствии с которой совершенствование технологий и рост производства снижали затраты в течение трех десятилетий подряд. Отраслевые данные показали, что средняя стоимость $105 (€97) за киловатт-час в 2021 году снизилась почти на 99% по сравнению с более чем $7500 (€6950) в 1991 году. Эксперты считают, что стоимость аккумуляторов может оставаться высокой в течение следующего года или около того, но затем, вероятно, ожидается значительное падение. Крупные инвестиции автопроизводителей и поставщиков в добычу полезных ископаемых, переработку и производство аккумуляторных батарей, а также стремление диверсифицировать источники сырья, вероятно, склонят баланс с дефицита на профицит.

Британская аккумуляторная компания Britishvolt должна запустить производство аккумуляторов на заводе мощностью 45 гигаватт-часов на северо-востоке Англии в 2024 году. Директор по стратегии Изобель Шелдон сообщила, что совет, который компания получает от поставщиков сырья, звучит так: «Не фиксируйте свои цены сейчас, подождите следующие 12 месяцев и зафиксируйте цены тогда, потому что все будет более равномерно».

Промышленность уже давно ожидает снижение до порога стоимости аккумуляторных элементов в $100 (€93) за киловатт-час, как сигнала о достижении электромобилями ценового паритета с эквивалентами ископаемого топлива. Но с резким ростом цен на бензин и изменением потребительских предпочтений это может уже не иметь такого большого значения, говорят аналитики.

Забота об окружающей среде и климате побудила покупателей, особенно молодых, выбирать электромобили, а не авто, которые работают на ископаемом топливе, поясняет Крис Бернс, исполнительный директор Novonix, поставщика аккумуляторных материалов из Галифакса (Канада). «Многие молодые люди, выходящие на рынок, принимают решения о покупке, выходящие за рамки простой экономики, и говорят, что будут ездить на электромобилях только потому, что они лучше для планеты. Они делают решительный шаг, даже несмотря на то, что было бы дешевле ездить на автомобиле с газовым двигателем», — поясняет Бернс.