От альтернативных видов топлива к нормированию поездок
Руководство по более экологичным авиаперелетамПо мере того, как ограничения, связанные с пандемией, начинают сниматься, одно естественное желание возвращается в умы многих людей: путешествовать. Мы все мечтаем об отпуске прямо сейчас. Только есть проблема: климатический кризис никуда не делся. Два года пошли на пользу планете – произошло снижение выбросов углерода, однако возвращение к путешествиям — это шаг в неправильном экологическом направлении, пишут журналисты CNN. Конечно, мы знаем решение: перестать путешествовать. Или, по крайней мере, перестать летать. Но не все готовы пойти на такую жертву, однако это не значит, что нельзя внести небольшие изменения в планы, чтобы сделать путешествие более устойчивым.
По данным коалиции экспертов авиационной отрасли Air Transport Action Group, на долю авиации приходится всего 2,1% антропогенных выбросов углерода во всем мире и 3,5% выбросов, вызывающих потепление планеты. Звучит не так уж плохо. Но все не так просто, объясняет Маттео Мироло, сотрудник по авиационной политике Transport & Environment, европейской федерации транспорта и окружающей среды: «Вы должны смотреть на рост авиационного сектора. Он весьма значителен. Даже после терактов 11 сентября 2001 г. или нефтяного кризиса 1970-х гг. авиация становилась сильнее. Теперь она снова растет, и это в значительной степени нерегулируемый сектор».
По словам Мироло, множество решений экологических проблем, связанных с авиационной отраслью находятся в стадии разработки, они еще не готовы. Мироло считает, что экологичное авиационное топливо (SAF) изменит правила игры в будущем. Но не все SAF одинаковы. Например, отработанное кулинарное масло, которым Airbus недавно заправлял A380, по мнению эксперта, является «настоящим шагом в правильном направлении». Синтетический керосин тоже работает. Однако некоторые SAF содержат пальмовое масло, и их производство связано с вырубкой лесов. В октябре 2021 года Индонезия провела испытательный полет на биотопливе, содержащем пальмовое масло, поскольку правительственные чиновники заявили о необходимости увеличить производство SAF с высоким содержанием пальмового масла. Neste, компания по производству биотоплива, которая продает SAF таким компаниям, как American Airlines, KLM, Lufthansa и Delta, использует пальмовое масло в своем биотопливе, что по мнению Мироло, является плохим решением.
И хотя полет на самолете, полностью работающем на отработанном растительном масле, находится на стадии испытаний, до его коммерческого использования еще несколько десятков лет. Правительство Великобритании, например, предложило обязать все самолеты, заправляемые в стране, к 2030 г. заправляться топливом, содержащим до 10% SAF, а к 2050 г. — до 75%. Европа обдумывает обязать заправлять самолеты, вылетающие из аэропортов ЕС, топливом, содержащим 2% SAF к 2025 г., а Япония стремится к 10% SAF к 2030 г. Но это пока планы. Единственными странами с обязательствами использования SAF, действующими в настоящее время, являются Норвегия, Швеция и Франция, каждая из которых обязывает перевозчиков, покидающих страну, использовать 1% SAF.
Между тем, если быть оптимистичными, можно рассчитывать примерно на 2030–2035 гг. для внедрения самолетов с водородными двигателями, сообщил Мироло. Даже когда они будут представлены, то будут способны летать на расстояние менее 3200 км, а это означает, что они не будут пригодны для дальних полетов. Что касается самолетов с батарейным питанием, опять же, 2030 год будет оптимистичным, по мнению эксперта, и такие самолеты также не подходят для дальних путешествий: час полета в настоящее время является пределом для 100-местного самолета. Кроме того, придется учитывать воздействие строительства самолетов и их батарей на климат. К 2050 году водородные и электрические самолеты могут покрыть только порядка 20% прогнозируемого пассажирского спроса, поэтому Мироло считает, что SAF — лучший выбор, а авиакомпаний, которые трубят о своих схемах компенсации выбросов углерода, следует избегать. «Компенсация выбросов углекислого газа была в моде несколько лет назад, но мы знаем, что это не решение. Решение — SAF», — сказал Мироло.
«Это дискуссия не о том, должны ли мы летать или нет, а о сокращении выбросов углерода от полетов», — сказал генеральный директор компании Responsible Travel Джастин Фрэнсис. Путешествия, конечно, расширяют кругозор, но Фрэнсис отмечает, что многие люди путешествуют слишком много. Вместо того, чтобы ловить билет на каждый дешевый рейс, Фрэнсис предлагает вернуться к тому времени, когда сесть в самолет было удовольствием. Мироло с ним согласен. По его мнению, каждый раз, когда мы планируем поездку, мы должны подумать о том, можно ли поехать другим видом транспорта. Если это командировка – необходима ли личная встреча или можно сделать это удаленно? «Вы должны хорошо подумать, собираетесь ли вы лететь на самолете. Дело не в том, чтобы вообще прекратить летать, а в том, чтобы быть разумным», — говорит Мироло. «Наша позиция состоит в том, чтобы поощрять людей брать более длительные отпуска, что будет означать меньшее количество рейсов. Долгое путешествие более расслабляющее и приятное, и мы должны думать о выбросах углерода. Нам нужно осознанно выбирать длительные поездки и использовать другие виды транспорта», — объясняет Фрэнсис.
Для тех, кому посчастливилось летать бизнес-классом, вернуться к эконом-классу непросто. Но эконом-класс — самый экологичный способ летать, а бюджетные авиалинии, которые вмещают как можно больше мест, — самые эффективные. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в феврале 2022 года на места премиум-класса приходилось всего 5% международных перевозок, однако места премиум-класса занимают гораздо больше места в самолете. Например, полностью эконом-класс Wizz Air имеет 239 мест на своем самолете A321neo, в то время как его европейский конкурент Lufthansa, у которого есть бизнес-класс для коротких рейсов, использует тот же самолет, рассчитанный всего на 215 пассажиров. Singapore Airlines и Emirates летают на A380, но первый ставит эконом и премиум-эконом на верхнюю палубу, а последний резервирует ее для бизнес-класса и первого класса. Разница? Singapore Airlines вмещает 399 пассажиров на верхней палубе, а Emirates, всего 90, в том же пространстве.
Европейский перевозчик Wizz Air называет себя «самой экологичной» авиакомпанией на континенте благодаря своему молодому современному флоту и полностью экономичной рассадке, а также стремлению летать только прямыми рейсами. Компания также не предлагает никаких маршрутов, для которых есть альтернатива в виде поезда, время поездки на котором составляет менее четырех часов. Wizz заявляет о самом низком уровне выбросов углекислого газа на пассажиро-километр в Европе и говорит пассажирам: «Если вам не нужно летать, пожалуйста, не летайте».
Что касается частных самолетов, есть исследование, проведенное в 2021 году экологической некоммерческой организацией Transport & Environment. Оно показало, что 1% людей несет ответственность за половину всех глобальных выбросов от полетов. Индустрия частных самолетов переживает бум: в период с 2005 по 2019 год она увеличилась на 31%. Более того, 40% частных рейсов являются «рейсами-призраками» — без пассажиров. Поскольку частные самолеты, как правило, совершают короткие перелеты, это делает их еще менее экологичными. «Для 80% самых популярных маршрутов в Европе есть альтернатива в виде поездки на поезде», — сказал Мироло, добавив, что, согласно его подсчетам, 10% рейсов, совершаемых во Франции, в настоящее время являются частными.