Санкции стали новым поводом для пересмотра условий договоров

Российские компании хотят относить санкции к форс-мажору для освобождения от ответственности
Российские суды не признают юридическую силу санкций/ Е.Разумный/ Ведомости

Юристы крупных корпораций советуют вписывать в новые контракты положения, что санкции – одно из форс-мажорных обстоятельств. В большинстве судебных споров компании заявляют об освобождении от ответственности за невыполнение договорных обязательств, даже если в контрактах санкции и не отнесены к числу форс-мажоров, говорит заместитель гендиректора группы Ru-com Алексей Абакшин, поэтому важно делать оговорки в новых и действующих договорах. С практической точки зрения санкции действительно обстоятельство форс-мажора, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко: они явно находятся вне контроля сторон.

Бизнесу сложнее выполнять обязательства перед контрагентами из-за санкций, чтобы избежать рисков, контрагенты начали указывать в договорах предоплату или предпоставку товаров, знает сотрудник крупной инфраструктурной компании. С западными контрагентами дела обстоят сложнее (см. врез), если российский партнер попадает под санкции, западным контрагентам запрещено совершать с ним любые сделки, так как они попадут под уголовную ответственность в своей стране.

Применение санкционной оговорки встречается в договорах страхования, практически во всех кредитных договорах, рассказывают юристы крупных банков. Есть примеры, когда из-за большой страховой суммы по договору страховщик настоял на включении в договор оговорки о снятии с него ответственности за исполнение, если санкции повлияют на выплаты.

Чтобы контрагенты не пытались, ссылаясь на санкции, избежать исполнения обязательств, подобные положения включаются в договоры. К примеру, в феврале в распоряжении о назначении генподрядчиком по строительству Керченского моста компании Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж» было сказано, что международные санкции в отношении подрядчика не относятся к форс-мажору.

Но российские суды не признают юридическую силу санкций. В 2014 г. ООО «Мясное подворье» обратилось с иском о внесении изменений в кредитные договоры, ссылаясь на то, что просрочка платежей вызвана остановкой деятельности заемщика на основании письма Россельхознадзора об ограничении поставок животных из ЕС, рассказывает руководитель практики Goltsblat BLP Елена Трусова. Но арбитражный суд постановил, что ограничения нельзя считать обстоятельством непреодолимой силы. Для лиц, попавших под прямое воздействие санкций, шансов освободиться от ответственности больше, чем в ситуациях с косвенным влиянием, считает Трусова: судебные подходы могут быть изменены из-за политической ситуации.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)