Украинские банки требуют компенсацию за свою собственность в Крыму

Власти Украины призывают компании последовать примеру банков
Ощадбанк, по данным Нацбанка Украины, второй в стране по размеру активов/ Д. Абрамов/ Ведомости

Приватбанк запустил разбирательство в международном арбитраже, сообщила его пресс-служба (сообщение цитирует «Интерфакс»). Сумма претензий не раскрывается. Приватбанк хочет вести разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли, говорится в его сообщении, местом выбрана Гаага.

Ощадбанк уведомил Россию о своих претензиях и, если они не будут урегулированы в течение шести месяцев, может прибегнуть к международному судебному разбирательству, говорится в заявлении его предправления Андрея Пышного (также по «Интерфаксу»). Он требует возместить свои убытки от присоединения Крыма на сумму 15 млрд грн ($691 млн).

Приватбанк – крупнейший банк Украины. Его доля на рынке вкладов в Севастополе составляла 30%, через него выплачивалась половина пенсий и получали зарплату 70% сотрудников бюджетных предприятий, рассказывал чиновник, участвовавший в формировании финансовой системы в Крыму. Имущество банка было национализировано и передано российскому Фонду защиты вкладчиков для выплат компенсаций, говорится в отчетности Приватбанка. За счет продажи активов владельца банка Игоря Коломойского фонд и будет расплачиваться с бывшими вкладчиками Приватбанка, заявлял в мае премьер Крыма Сергей Аксенов (цитата по «РИА Новости»).

Ощадбанк, по данным Нацбанка Украины, второй в стране по размеру активов. По итогам 2014 г. он получил чистый убыток после прибыли в 2014 г. Банк связывал убыток именно с присоединением Крыма, пишет «Интерфакс»: пришлось формировать дополнительные резервы. В своих претензиях банк ссылается на российско-украинское соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, говорится в его сообщении.

На него ссылалась и «Татнефть», которая отсудила у правительства Украины компенсацию убытков, понесенных из-за конфискации «Укртатнафты», напоминает партнер King & Spalding Илья Рачков. Если банки не получили компенсации от украинского правительства, то они могут выиграть процесс, а если докажут, что их собственность была изъята на дискриминационных условиях или не в публичном интересе, то компенсация может вырасти, объясняет он.

Ощадбанк рассчитывает создать прецедент для других украинских компаний, заявил Пышной. Если претензии будут массовыми, Россия может «усомниться в своей безнаказанности и понести реальные экономические потери», считает он. Последовать примеру Ощадбанка призвал и премьер страны Арсений Яценюк.

Общий ущерб от национализации Россией имущества в Крыму Украина оценивает примерно в 1 трлн грн (порядка $90 млрд), заявляла ранее замминистра юстиции Наталья Севостьянова. По ее словам, Украина потеряла 4000 предприятий и 18 газовых месторождений.