Бизнес
Бесплатный
Кэти Чу

Китайские производители контрафакта научились подделывать рейды полиции

Коррупция помогает мошенникам избегать претензий мировых брендов

В начале 2015 г. Gucci подала иск против китайской компании, которую она подозревала в подделке ее дорогих солнечных очков. Казалось, дело удастся выиграть. Итальянский бренд получил от независимого следователя документы, свидетельствующие, что более 2000 поддельных очков Gucci были обнаружены во время рейда на фабрику компании еще несколько лет назад. Также в них говорилось, что китайские власти оштрафовали компанию за нарушение прав на товарный знак. Но в апреле китайский суд прекратил дело. Как он заявил, часть документов могли быть фальшивыми, а остальные относились к другому делу против производителя автомобильных аксессуаров.

Gucci настаивает на «полной готовности» защищать свои права на интеллектуальную собственность, но отказывается предоставлять дальнейшие комментарии.

Ежегодно по всему миру продаются поддельные товары на $250-600 млрд, согласно государственной и корпоративной статистике. На борьбу с мошенниками бренды ежегодно тратят миллионы долларов. В основном это делается с помощью рейдов и конфискации товаров. Многие компании нанимают юридические фирмы или специалистов по защите интеллектуальной собственности, которые, в свою очередь, при сборе доказательств полагаются на местных следователей и информаторов. Но случай с Gucci подчеркивает крупную проблему, с которой сталкиваются иностранные бренды в борьбе с мошенниками, - зачастую рейды могут быть сфабрикованы.

Бренды и эксперты все чаще высказывают опасения, что их усилия сводятся на нет из-за фальшивых документов или того, что следователи или власти предупреждают мошенников. Это распространенная проблема в Китае и других развивающихся странах в Азии. Хорошей статистики по числу сфабрикованных рейдов нет, но главная проблема – это коррупция, утверждают более 10 экспертов и следователей, опрошенных WSJ. Во многих делах были «неверные цифры, подложные документы или что-то подозрительное», говорит следователь Александр Тейл, который с 1996 г. провел тысячи рейдов, в основном в Китае.

По оценкам властей США, в завершившемся в сентябре 2014 г. финансовом году они конфисковали поддельную продукцию на $1,2 млрд, причем почти две трети от этого количества - в Китае. Страна пытается бороться с проблемой и за последний год даже создала специальные суды в трех городах, но в рейтинге наименее коррумпированных стран Transparency International Китай занимает лишь 100 место из 175.

Если мошенники предупреждены о рейдах, то можно найти – если это вообще удастся – лишь немного поддельных товаров, отмечают эксперты. Более того, коррумпированные следователи могут сами просить фабрики выпускать подделки, чтобы организовывать подставные рейды и взимать плату с компаний, отмечает Дэн Плейн, директор гонконгской консалтинговой компании Simone IP Services. Плейн вспоминает недавнее дело китайского следователя, признавшегося в фальсификации докладов о рейдах и изъятии товаров. По словам Плейна, клиент следователя обнаружил обман, когда его юристу в полицейском участке заявили, что ничего не знают о рейде, который, согласно документам, они проводили.

Также в Южной Корее в 2014 г. четверых следователей арестовали по обвинениям в подделке документов о конфискации товаров, получении взяток от продавцов подделок и попытке перепродать конфискованную продукцию, например дизайнерские сумки, на более чем $700 000.

Боб Баркьези, президент некоммерческой организации International AntiCounterfeiting Coalition, вспоминает еще один случай. Несколько лет назад он участвовал в рейде в Дельте Жемчужной реки, производственном центре Китая. По словам Баркьези, власти изъяли 3000 пар джинсов, но шестеро офицеров не стали обращать внимания на другую продукцию, оборудование и образцы и спокойно наблюдали, как рабочие фабрики уносили производственные документы. «Я никогда раньше не сталкивался с таким в своей практике», - утверждает Баркьези.

Несмотря на эти проблемы многие компании продолжают полагаться на рейды, чтобы собрать доказательства и показать свою решимость в борьбе с мошенниками. Как отмечает Дуг Кларк, эксперт по защите интеллектуальной собственности, он предупредил одного клиента, что рейды – это «чушь», но в ответ услышал только то, что «совет директоров хочет увидеть эти цифры».

Тем не менее некоторые компании меняют стратегию. Например, производитель одежды Columbia Sportswear за последние пять лет подал более 500 исков против китайских компаний, подозреваемых в подделке его продукции, но стал совершать меньше рейдов. Они могут быть неэффективными с точки зрения затрат, и «необходим хороший контроль, чтобы быть уверенным в отсутствии мошенничества», говорит Джон Мотли, директор по защите интеллектуальной собственности Columbia Sportswear.

Перевел Алексей Невельский