Люксембург может через пять лет отправить роботов на астероиды

Они будут искать в космосе полезные ископаемые и воду
Так может выглядеть робот, который займется исследованием астероидов/ Deep Space Industries, Inc.

С тех пор как Люксембург объявил в феврале о планах добывать полезные ископаемые на астероидах, события развивались очень быстро, утверждает вице-премьер страны Этьен Шнайдер. Страна уже сотрудничает с двумя американскими компаниями, а первая коммерческая миссия по добыче ресурсов может быть отправлена через пять лет. «Космические агентства и компании со всего света предлагают нам сотрудничество», – уверяет Шнайдер.

Вместе с калифорнийской Deep Space Industries (DSI) Люксембург реализует проект Prospector-X. Это небольшой экспериментальный космический корабль, при работе над которым будут созданы технологии, которые могут быть использованы для отправки роботов для изучения астероидов после 2020 г. Также страна находится на финальном этапе переговоров с другой американской компанией, Planetary Resources, чьими акционерами являются Ларри Пейдж и Эрик Шмидт из Alphabet, основатель Virgin сэр Ричард Брэнсон и ряд других предпринимателей из Кремниевой долины.

Вместо того чтобы отправлять один большой и дорогой космический корабль, в разведывательных миссиях могут использоваться зонды размером не больше портфеля. Они будут оснащены камерами, спектрометрами и другими научными приборами, чтобы изучать геологическое строение астероидов. Благодаря технологиям искусственного разума зонды смогут «общаться» друг с другом.

Prospector-X будет построен в Люксембурге. Среди прочего, говорит главный инженер DSI Грант Бонин, он проверит способность высокопроизводительной электроники выдерживать радиацию во время долгого пребывания в космосе и оценит работу систем навигации и 3D-визуализации, разработанных Университетом Люксембурга.

«Участие Люксембурга серьезно меняет расклад, – утверждает председатель совета директоров DSI Рик Тамлинсон. – Оно развеивает миф, что добыча ископаемых на астероидах – это фантазия кучки богачей из Кремниевой долины или план американских империалистов по захвату Солнечной системы».

Люксембург выделяет значительные финансовые средства на эту программу через национальный инвестбанк и государственные исследовательские гранты, но Шнайдер отказывается называть точную сумму. Помимо технологий страна также хочет разработать в национальном и международном законодательстве правовую основу для использования космических ресурсов. «Я очень заинтересован в том, чтобы начать обсуждение в ООН нового договора о космосе, который бы дополнил или заменил договор 1967 г.», – отмечает Шнайдер.

Участники отрасли признают, что перспектива добычи в космосе таких драгоценных металлов, как золото или платина, – пока дело далекого будущего. Первым добываемым ресурсом должен стать лед, чтобы обеспечить поставки воды. «Вода играет важную роль во многих видах деятельности в космосе, и добывать ее там значительно дешевле, чем доставлять с Земли», – говорит гендиректор Planetary Resources Крис Левицки. По его мнению, вода окажет такое же влияние на космос в XXI веке, как нефть – на Землю в XX веке.

Вода может использоваться даже в качестве ракетного топлива. В частности, Prospector-X протестирует специальное устройство, которое нагреет воду и будет под давлением выпускать пар, двигая космический корабль. «Это будто летающий паровой котел», – говорит Бонин. При этом роботы должны быть максимально простыми, подчеркивает он: «Гуманоиды с руками и ногами на астероиде долго не проработают, потому что их быстро заклинит из-за электростатики пыли».

По оценкам Planetary Resources, из астероида шириной 500 м можно добыть платины на $2,9 трлн, что в 174 с лишним раза больше глобальной годовой добычи этого металла. Кроме того, учитывая, что доставка воды с Земли в космос стоит $20 000 за литр, на астероиде такого же размера можно было бы добыть воды стоимостью $5 трлн.

Жители Люксембурга, репутация которого в последнее время была испорчена из-за финансовых скандалов, приветствуют стремление добывать полезные ископаемые на астероидах, отмечает Шнайдер. «Наши люди устали слышать про утечку «панамских файлов», «люксембургскую утечку» или про Люксембург как налоговую гавань, которой мы не являемся, – говорит он. – Три четверти нашей деловой активности не связаны с финансовым сектором, и люди хотят развивать спутниковую отрасль и сектор высоких технологий Люксембурга, которые и так уже сильны».

Перевел Алексей Невельский