Правительству придется совершить бюджетное чудо

Медведев потребовал не раздувать дефицит бюджета и выполнить социальные обязательства
Медведев потребовал не раздувать дефицит бюджета/ Михаил Климентьев/ ТАСС

«Нужно найти такую конфигурацию бюджета, которая позволит при любых обстоятельствах выполнить социальные обязательства», - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании о подходах к формированию бюджета на 2017-2019 гг. (цитаты по «Интерфаксу»).

При этом сокращать социальные расходы, как, впрочем, и военные, в предвыборные годы довольно сложно. Все непопулярные решения могут быть отложены на 2018 г., ожидает Владимир Тихомиров из БКС: это могут быть повышение налогов, дальнейшее сокращение госаппарата, урезание субсидий.

Он подчеркнул, что бюджетный процесс в этом году будет непростым, и призвал не обманываться улучшением ситуации на нефтяных рынках. Цена нефти марки Brent торгуется на этой неделе в диапазоне $50. «Считаю целесообразным использовать консервативный подход для того, чтобы оценить наши возможности, в том числе предположения о цене на нефть», - сказал он.

Пока в бюджетные проектировки на 2017 г. Минфин закладывает среднюю цену нефти в $40 за баррель и дефицит в 3% ВВП, говорил ранее министр финансов Антон Силуанов, а в 2018–2019 гг. намерен снизить его до 2 и 1% соответственно.

Премьер поставил перед правительством практически невыполнимую задачу. С одной стороны, нужно сохранить резервы, дефицит бюджета должен быть «на приемлемом уровне», а бюджет - «быть ориентирован на снижение инфляции», с другой - бюджетная поддержка ключевых отраслей промышленности и инноваций должна быть продолжена, а социальные обязательства должны быть выполнены в полном объеме.

В Минфине считают, что приемлемый уровень бюджетного дефицита в 2017 г. не выше 3%. «Иначе вырастут процентные расходы», - объясняет чиновник Минфина. Сейчас министерство готовит свои предложения по бюджетной консолидации. Это будут новые предложения по формированию доходов, улучшение администрирования, предложения по сокращению части расходов, говорит он.

Сокращать дефицит бюджета возможно через бюджетную консолидацию, и наиболее правдоподобно замораживание расходов в номинальном выражении (15,9 трлн в 2016 г. с учетом допрасходов и консолидации), оценивала ранее Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ, из-за инфляции в реальном выражении эти расходы будут сокращаться. Решения по отдельным расходам должны проводиться в виде бюджетного маневра, говорит она.

Одним из предложений по бюджетной консолидации может быть сокращение социальных расходов – они росли опережающими темпами последние семь лет, говорил «Ведомостям» ранее федеральный чиновник. Их сокращать дальше некуда, спорит чиновник финансово-экономического блока: «Если только отменить образование и здравоохранение». Еще один «резерв» – индексация пенсий на уровень инфляции в 2017 г. (6,5%, по прогнозу Минэкономразвития), как требует законодательство. Она обойдется в 2017 г. в 410 млрд руб., подсчитал эксперт, участвующий в обсуждении Минфина. Обсуждается возможность и на 2017 г. приостановить действие нормы закона, как это было сделано в 2016 г. (пока пенсии индексированы только на 4% при инфляции 12,9%), говорят три федеральных чиновника. «Исхожу из возможности рассмотреть вопрос о том, чтобы проиндексировать пенсии в следующем году на показатель инфляции», – говорил Медведев на прошлой неделе.

Но пока никаких решений по бюджету нет, уверяют два чиновника.

Правительственная дискуссия о бюджетной трехлетке во многом упирается в политические вопросы, которые требуют отдельного решения: будущее пенсионной системы, налогообложение нефтяной отрасли. «Есть особое мнение Минфина по этим вопросам, с которым согласны, мягко говоря, не все», – уточняет чиновник финансово-экономического блока. Вопрос стоит глобальнее, чем просто параметры бюджета, «кому сколько дать, где сколько срезать, идет дискуссия – какой именно должна быть бюджетная политика», говорит другой чиновник.