Антон Силуанов нашел нейтральное налоговое решение

Ставка НДС будет 22%, страховых взносов – тоже 22%
Дверь в налоговую реформу, кажется, откроет министр финансов/ Евгений Разумный/ Ведомости

Министр финансов Антон Силуанов раскритиковал в конце февраля налоговый маневр своего бывшего заместителя Максима Орешкина, ныне министра экономического развития: снизить ставку страховых взносов до 21% и одновременно повысить НДС до 21% – это может привести к серьезному падению доходов бюджета. Все налоговые новации должны соответствовать трем критериям, уверен Силуанов: не приводить к изменению нагрузки на бизнес, стимулировать рост собираемости налогов, способствовать упрощению их администрирования.

Всем этим критериям соответствует маневр самого Силуанова: повысить НДС до 22% и снизить ставку взноса до 22%. Он для бюджета нейтральнее, объяснил министр. Из-за снижения общей ставки Минфин также предлагает ее унифицировать и отказаться от так называемого хвоста – зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по ставке 15,1%. Это даст около 180 млрд руб., посчитал Минфин (с расчетами ознакомились «Ведомости»). Единый платеж будет расщепляться между внебюджетными фондами, говорил министр: одна платежка – еще и упрощение администрирования и отчетности для бизнеса. Инфляция от маневра вырастет на 2 п. п. (если 50% роста НДС не будет перенесено на цены), сетовал Силуанов, но это будет разовое увеличение, а в конечном счете еще и улучшится администрирование.

Для бюджетной системы маневр будет условно нейтральным, соглашается руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, но нужно подумать о перераспределении – от снижения ставки взносов теряют внебюджетные фонды. Потери фондов министр труда Максим Топилин оценил в 2 трлн руб., это увеличит их зависимость от бюджета.

Работа вбелую станет гораздо привлекательнее, более эффективной, чем сегодня, уверен Силуанов: издержки предприятий по зарплатным схемам после маневра будут конкурировать с легальными взносами.

В начале 2000-х правительство уже снижало ставку платежа в Пенсионный фонд России – с целью увеличить долю легального сектора в экономике, напоминает Топилин: «Мы сейчас считаем, смотрим – а она там не снизилась, а наоборот, выросла». По данным Росстата, «невидимых» работников 16,2 млн, или почти 23% занятых в экономике. Доля серых зарплат, включая смешанные (статистика не может определить, чьи они – населения или компаний), в 2014 г. составила 27,4% трудовых доходов населения, или 10,2 трлн руб. Правда, с 2007 г. она сократилась почти на 1,5 процентного пункта.

У отечественного теневого сектора нефискальная природа, указывает федеральный чиновник, обеления может и не произойти. Нельзя ожидать, что теневой сектор обелится, говорит Гурвич, мировой опыт показывает, что уход в тень обусловлен несколькими факторами. А повышение НДС может привести к новой активизации теневых схем ухода от налогов, которая сведет на нет все достигнутые ранее результаты, предупреждает эксперт, участвующий в обсуждении налогового маневра, доказана прямая зависимость между повышением ставки налога и снижением его собираемости.

Маневр поможет предприятиям, ориентированным на экспорт, верит Силуанов, а если посмотреть по отраслям, то практически все отрасли от таких изменений находятся в выигрыше. Преференции по НДС сельскому хозяйству, медицине, образованию и финансовому сектору предлагается сохранить, обещает министр.

Повышение НДС будет иметь свои последствия, уверен бывший замминистра финансов и один из создателей действующей налоговой системы Сергей Шаталов, сомнительно повышение ставки на детские товары, медикаменты, для средств массовой информации: «Политически это непродаваемо».

Главными бенефициарами «маневра Орешкина» – повышения НДС наполовину за счет производителей и наполовину за счет населения – были госуправление (28,4%), бюджетники (образование и здравоохранение на 32%) и сельское хозяйство (40,7), подсчитывало Минэкономразвития, т. е. выигрывает, за исключением сельского хозяйства, в основном сектор неторгуемых (не продающихся на экспорт) услуг. У «маневра Силуанова» выгодоприобретатели те же, указывает эксперт, участвующий в обсуждении, те, кто выигрывает, будут выигрывать пропорционально меньше, а те, кто проигрывает, – проигрывать пропорционально больше.

Расчеты снижения страховых взносов исходят из существующей пенсионной системы, системы медицинского и социального страхования, замечает Шаталов: «Это абсолютно неправильно – пенсионную систему нужно менять, а нынешняя система медицинского и социального страхования вообще не имеет отношения к страхованию». Есть другие резервы – например, налоговых льгот выдано на 2,5% ВВП, указывает он.

Власти часто пытаются за счет изменения налоговой системы добиться результатов там, где ничего не получается, продолжает Шаталов: «Да, институты, да, изменение государства – это долго, хлопотно, этим надо заниматься много лет, упорно, для этого нужна сильная политическая воля. А тут: давайте что-нибудь подкрутим в налогах – и будет все хорошо. Не полетит!»