Богатые регионы смогут оплачивать расходы регионов победнее

Минфин придумал «горизонтальные субсидии»
Москва сможет помочь бедным регионам / Евгений Разумный/ Ведомости

Минфин предлагает новую форму межбюджетного трансферта – «горизонтальная субсидия», следует из поправок в Бюджетный кодекс (опубликованы на regulation.gov.ru). Это субсидия из одного регионального бюджета другому для софинансирования как отдельных расходов региона, так и совместных расходов федерального и регионального бюджетов, говорится в законопроекте. Выдавать «горизонтальные субсидии» смогут только те регионы, в бюджетах которых за два последних года дотации из федерального бюджета не превышали 10% собственных доходов. Запустить механизм предлагается с 2018 г., чтобы нормы начали действовать при исполнении бюджетов на 2018–2020 гг.

Расширятся возможности для сотрудничества регионов и муниципалитетов, объясняет представитель Минфина: в соглашениях между регионами будут установлены цели и условия предоставления субсидий, а порядок предоставления будет определяться региональным нормативным актом. Поправки подготовлены по предложению регионов, уточняет он.

Раньше многие расходы, которые происходят на смежных территориях, финансировались Минфином через «иные межбюджетные трансферты», объясняет региональный чиновник: сейчас они выделяются в отдельный трансферт. Например, так финансировалась реновация системы водоснабжения сопредельных регионов, говорит он. В 2017 г. из федерального бюджета на трансферты регионам будет направлено 1,6 трлн руб., следует из данных Минфина: в 2018 г. трансферт сокращается на 2,6%, а в 2019 г. – на 3,7%. Доля «иных межбюджетных трансфертов» в 2017 г. – около 10%, или 145,4 млрд, к 2019 г. они сокращаются до 91,6 млрд руб. Ограничение в 10% вводится для высокодотационных регионов, чтобы они сосредоточились на своих проблемах, а не занимались межрегиональными бюджетными отношениями, указывает чиновник.

Россия без доноров

За 10 лет, с 2006 по 2015 г., число регионов-доноров в России сократилось с 25 до 14. Помимо экономических кризисов причиной стала политика централизации доходов, говорилось в докладе экспертов Леонтьевского центра для Апрельской конференции Высшей школы экономики. Две трети доходов консолидированного бюджета приходятся на четыре региона: Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. За 10 лет доля этих четырех «ядерных доноров» в региональных бюджетах сокращалась из-за перераспределения их доходов в федеральный бюджет – прежде всего за счет централизации НДПИ. Несмотря на эти изъятия и падение доли налога на прибыль в доходах этих четырех регионов, они по-прежнему остаются ядром бюджетной системы, заключают авторы.

Такой механизм нужен, когда выгодно профинансировать объект не в своем регионе, а в другом: например, в одном – дорога, а в другом – мост, рассуждает Владимир Назаров из НИФИ, но у соседей нет денег на ремонт этого моста. Сейчас бюджетное законодательство софинансировать такой ремонт не запрещает, но вопросы у контролирующих органов могут возникнуть, говорит он. Ограничение в 10% дотаций выглядит странным, отмечает эксперт: разбалансированность региональных финансов выражается не в уровне дотаций, а в показателях долга или дефицита регионального бюджета. У многих регионов доля дотаций превышает указанный лимит, но далеко не у всех из них финансы не сбалансированы, указывает Назаров: а получается, что они не смогут давать субсидию соседнему региону, чтобы софинансировать расходы в случае необходимости.

Мировая практика горизонтальных трансфертов немного иная, рассказывает Владимир Редькин из Fitch. Из-за неравномерного распределения налоговой базы у регионов, в которых бюджетная обеспеченность выше определенного коэффициента, часть доходов забирается, например в специальный фонд, и распределяется между менее обеспеченными, рассказывает он, но общий принцип выравнивания – если регион самый бедный, то после выравнивания он таким и должен остаться.

Отдельного прояснения требует вопрос полномочий, указывает другой региональный чиновник: расходы регионов зарегулированы из центра. Из 11,5 трлн руб. совокупных расходов регионов (с учетом фондов медстрахования) регионы могут распоряжаться только 0,8 трлн руб. – 10,7 трлн, или более 90%, зарегулированы, сетовал вице-премьер Дмитрий Козак: федеральный центр указывает, сколько и на что именно тратить. Но теперь губернаторы смогут договариваться напрямую друг с другом о софинансировании расходов, радуется региональный чиновник: «Фактически Москва (как отдельный субъект Федерации. – «Ведомости») сможет оплачивать расходы Чечни».