Экономике США придется расти без реформ

Политический кризис ставит под вопрос скорое принятие мер по ее стимулированию
Трамп обещал, что при нем ВВП будет расти на 3–4% в год/ Evan Vucci/ AP

Расследование дела о «российском следе» в президентских выборах США переросло в политический кризис, после того как Дональд Трамп уволил директора ФБР Джеймса Коми и выяснилось, что в феврале он просил последнего прекратить расследование в отношении Майкла Флинна. Флинн, недолгое время пробывший советником по национальной безопасности Трампа, был уличен в том, что говорил неправду о своих контактах с послом России в 2016 г.

Подобные действия президента могут быть приравнены к препятствованию правосудию – именно на этом основании конгресс начал процедуру импичмента Ричарда Никсона, который пытался помешать расследованию уотергейтского скандала в начале 1970-х гг. В среду сенатор-республиканец Джон Маккейн заявил: кризис «по размерам и масштабам приближается к Уотергейту». А член палаты представителей демократ Эл Грин призвал к импичменту.

Это спровоцировало самое значительное падение фондового рынка США в этом году, хотя в четверг он отыграл часть падения: накануне поздно вечером минюст США назначил бывшего директора ФБР Роберта Мюллера спецпрокурором, ответственным за расследование возможных связей команды Трампа с Россией. «Все, что происходит в Вашингтоне, может если и не полностью убить, то подорвать ожидания рынков относительно масштабной налоговой реформы и снижения налогов», которое должно было увеличить прибыли компаний, говорит Дэвид Лафферти, главный рыночный стратег Natixis Global Asset Management (цитата по The Wall Street Journal).

С момента вступления Трампа в должность прошло четыре месяца, а ни одной экономической инициативы через конгресс так и не прошло. И шансы на их принятие в ситуации, когда напряженность между конгрессом и Белым домом растет, а политика все больше оттесняет экономику на задний план, падают. «По меньшей мере мы увидим задержку в [реализации] любых форм фискального стимулирования. Но есть и риск того, что оно и вовсе не будет воплощено в жизнь», – сказал Bloomberg Грегори Дэко, директор по макроэкономике США в Oxford Economics. В таком случае темпы роста ВВП, по оценке Дэко, останутся на уровне 2%, как все посткризисные годы (в среднем), тогда как до сих пор он прогнозировал их ускорение до 2,7% в 2018 г.

Трамп заявлял, что при нем ВВП будет расти на 3–4% в год. Его избрание сильно повысило предпринимательскую уверенность: ее рост в I квартале был самым значимым с 2009 г., показал опрос гендиректоров, проводимый Business Roundtable. Потребители, казалось, не остались в стороне: индекс потребительских настроений, составляемый Мичиганским университетом, в марте достигал максимума за 17 лет.

Ставки на импичмент

Вероятность того, что президент Трамп не доработает в Белом доме до конца своего срока, выросла до 55%, судя по ставкам в ирландской букмекерской конторе Paddy Power; оценка британской Ladbrokes – 55,6%. До сих пор с января она сохранялась на уровне 50%. «Игроки пытаются понять, сколько еще скандалов сможет пережить Трамп. Деньги потекли в ставки на импичмент президента», – говорится в заявлении Ladbrokes. Вероятность ухода Трампа до конца года в результате импичмента у Paddy Power оценивается в 33%, в результате его отставки – в 35%. При этом вероятность того, что ФБР представит убедительные доказательства сговора между командой Трампа и Россией с целью повлиять на исход выборов, составляет 58%.

Но улучшение настроений не материализовалось в экономическую активность. В I квартале 2017 г. рост ВВП оказался самым медленным за последние три года – 0,7% в годовом исчислении: потребительские расходы почти не выросли, рост запасов готовой продукции сильно замедлился. Более того, и настроения начали ухудшаться – еще даже до последних дней, когда зазвучало слово «импичмент» (см. врез). Индекс экономических ожиданий, составляемый в рамках исследования Bloomberg Consumer Comfort Index, упал в мае до самого низкого уровня с ноября, сообщило агентство в четверг. Американцы теперь скептичнее, чем после выборов, относятся к возможности президента и конгресса быстро принять законы о снижении налогов и увеличении расходов на инфраструктуру, которые помогли бы стимулировать рост экономики. Правда, их оценка собственного финансового положения улучшилась, что может поддержать потребительские расходы.

Ослабление позиций президента может оказаться не так уж негативно для экономики. «Вероятность материализации основных экономических обещаний Трампа – протекционизма в торговле и снижения налогов – и без того падала», а в нынешней ситуации могут сократиться и возможности администрации по реализации «других неординарных идей», отмечает Кун Чоу, стратег UBP (цитата по Financial Times). Плюс также в том, что ФРС может более сдержанно повышать ставки, добавляет Тимоти Эш из Bluebay Asset Management, что уже отразилось на динамике казначейских облигаций и доллара, который вернулся на уровни, наблюдавшиеся до выборов 8 ноября. Вероятность повышения ставки ФРС в июне упала до 60% с 80% неделю назад, свидетельствует рынок процентных фьючерсов.

Кроме того, впервые за долгие годы поддержку США может оказать мировая экономика. Ситуация там сейчас лучше, чем ожидалось, особенно в Европе, а объемы мировой торговли, похоже, начинают расти, указывает бывший первый заместитель директора-распорядителя МВФ Джон Липски.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)