Статья опубликована в № 4327 от 24.05.2017 под заголовком: Надзор без контроля

Реформа госконтроля не избавляет бизнес от дорогих требований

Нужно менять модель контроля, призывает омбудсмен Борис Титов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Госконтроль реформируют уже несколько лет, но он по-прежнему недостаточно эффективен, пишет бизнес-омбудсмен Борис Титов в докладе президенту. В России действует больше 2 млн обязательных требований – бизнесу они обходятся почти в 6% ВВП, а государству контроль за их соблюдением – в 1,5%. Только расходы на подготовку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение превышают 40 млрд руб. в год.

В некоторых сферах нужно изменить модель контроля – например, в сфере экологии, строительства, ветеринарного надзора, перечисляет Титов. Так, производители рыбной продукции должны оплачивать лабораторные исследования и ветеринарную сертификацию каждой партии. Ежегодно издержки достигают 4,5 млрд руб., приводит оценки производителей Титов, из них в 4 млрд руб. обходится простой судов в портах из-за досмотра на каждом этапе. В других странах проверяют сразу на месте вылова рыбы, пишет Титов.

Не решает проблему и риск-ориентированный подход: применяется при пожарном, санитарном контроле, надзоре в сфере связи. Правительство уже согласилось распространить его на 90% видов контроля (еще на 33 вида, например, земельный, жилищный). Но пока число проверок не сокращается, говорится в докладе. По данным Минэкономразвития, в 2016 г. их насчитывалось около 2 млн, но, по мнению опрошенного малого и среднего бизнеса, – почти 10 млн. 56,1% из них отметили рост нагрузки и только 5,1% – ее снижение. Статистика учитывает только плановые и внеплановые проверки, говорит представитель Минэкономразвития. Но часто административные дела возбуждаются без проверок, например после рейдов. В 2015 г. к ответственности была привлечена каждая 10-я компания, а штрафы превысили 44 млрд руб.

Проблема квазипроверок существует, подтверждает вице-президент РСПП Александр Варварин, нужно регулировать основания их проведения, в том числе не допускать подмену проверки возбуждением дел. Сейчас контролер при получении жалобы может назначить проверку или сразу возбудить дело, говорит он, но проверку нужно согласовать с прокуратурой, поэтому многие выбирают второй вариант. Минэкономразвития уже предложило регламентировать все виды проверок.

Решить проблему может ускоренный переход на обязательное использование единого реестра проверок всеми контролерами, говорится в докладе. В нем должны учитываться не только плановые и внеплановые проверки, но и рейды, контрольные закупки, предупреждения.

Сокращение числа проверок не самоцель, говорит представитель Минэкономразвития, главное – снизить нагрузку на добросовестный бизнес и увеличить – на нарушителей. Подводить итоги введения риск-ориентированного подхода еще рано, говорит Варварин, даже предварительные результаты показали его эффективность.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more