Зеленые кредиты и облигации предлагает Минприроды

Так оно хочет стимулировать экологические проекты
Облигации помогут Минприроды защитить экологию / Андрей Забродин/ PhotoXPress

Сделать экономику более экологичной за счет зеленого финансирования, страхования и обязательной оценки экологических рисков в инвестпроектах предлагает Минприроды. Идеи реформы изложены в докладе президенту, отправленном в мае («Ведомости» ознакомились с содержанием). Идеи обсуждались на Госсовете в конце 2016 г., по итогам которого президент Владимир Путин и поручил подготовить предложения. В их разработке участвовало и Минэкономразвития, говорится в докладе. Ответа на доклад еще не было, отмечает представитель Минприроды.

Пока на 15% территории России, где сосредоточена большая часть населения, производственных мощностей и самые продуктивные сельскохозяйственные угодья, экологическая ситуация неблагополучная, говорится в Стратегии экологической безопасности до 2025 г. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха живет 17,1 млн человек (это 17% городского населения). 19% сточных вод предприятия сбрасывают без очистки, 70% – недостаточно очищенными, в итоге 30–40% населения регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам.

Компании должны отчитываться о воздействии на окружающую среду и учитывать критику, пишет министр природных ресурсов Сергей Донской президенту, все влияющие на окружающую среду решения должны быть прозрачными. Многие компании уже добровольно публикуют ежегодные нефинансовые отчеты с данными об охране окружающей среды. РСПП ведет национальный регистр и библиотеку корпоративных нефинансовых отчетов с экологическими показателями.

Инвестпрограммы и проекты госкомпаний, госкорпораций и просто публичных компаний должны проходить проверку на экологические и социальные риски, предлагает Минприроды. Оцениваться должны риски на всем жизненном цикле проекта – от выбора места размещения и проектирования до вывода объекта из эксплуатации. Вопросы управления экологическими рисками необходимо включать в технологический и ценовой аудит инвестпроектов, которые реализуются на бюджетные деньги, а также инвестпроектов госкомпаний.

Всего на внедрение наилучших доступных технологий предприятиям нужно более 8 трлн руб., переоснащение наиболее изношенных фондов потребует почти 14 трлн руб., приводил экспертные оценки Донской.

Для экологичных проектов (энерго- и ресурсосбережение, климатические проекты, возобновляемая энергетика, энергоэффективное строительство) нужно зеленое финансирование, поскольку они обычно капиталоемкие, пишет Минприроды. Ставка не должна превышать 6%, уточнял Донской ранее. Для этого Банку России совместно с банкирами и экспертами предложено разработать методики по внедрению льготных программ проектного банковского (зеленого) финансирования. ЦБ также должен помочь банкам и иным финансовым институтам разработать систему управления кредитованием таких проектов.

Облигации для энергетики

$500 млн на такую сумму в юанях выпустил зеленые облигации новый банк развития БРИКС в 2016 г. С их помощью финансируются проекты в возобновляемой энергетике

В докладе предложено использовать зеленые облигации – инструмент, популярный в мире (см. график). За рубежом они выпускаются по особым стандартам, предполагают целевое использование и проходят специальные процедуры, пишут авторы аналитического обзора InfraOne. С их помощью можно профинансировать новые или рефинансировать старые проекты, связанные с экологией. В России они пока недоступны, инвесторы проявляют интерес к подобным инструментам, правда, пока это госбанки и крупные институты развития, пишет InfraOne.

Сейчас понятия «зеленая облигация» и «целевая облигация» отсутствуют в нормативно-правовой базе, комментирует представитель Центробанка. Банк России изучает вопрос внедрения схем зеленого финансирования, в том числе с учетом уже существующего зарубежного опыта, продолжает он, речь идет только о рыночных принципах.

Финансирование зеленых проектов – один из ключевых элементов успешной экологической реформы, указывает представитель Сбербанка. Сбербанк проводит консультации прежде всего с клиентами, а также с Минприроды, Минэкономразвития и с финансовым регулятором по финансированию зеленых проектов, в том числе о целесообразности маркирования некоторых долговых продуктов как зеленых (например, облигаций), продолжает он. На российском рынке пока нет преференций для таких продуктов, значит, их характеристики будут рыночными. Если государство станет поддерживать их, например, через субсидирование, участие в риске или иным образом, то они могут стать более привлекательными для эмитентов и держателей, считает представитель Сбербанка. Его коллега в ВТБ не комментирует предложения до вступления их в силу.

Если ЦБ изменит инструкции и установит низкие нормы резервирования для зеленых бондов, в России может появиться новый класс финансовых активов, что существенно расширит возможность развития инфраструктуры и рынка заемного капитала, считают аналитики InfraOne.

Кроме того, Минприроды предлагает внедрять зеленые госзакупки, сформировав перечень товаров и услуг, которые должны закупаться в приоритетном порядке. А для повышения экологической ответственности организаций предлагается экологическое страхование, гарантирующее ликвидацию вреда. Опробовать страхование можно на пилотных проектах в добровольном виде.

Предложенные подходы очень хороши и правильны, говорит директор по программам «Гринпис» Иван Блоков, но все будет зависеть от конкретики: критериев экологичности проектов и госзакупок, будут ли минимальные выплаты по экологическому страхованию покрывать расходы на устранение негативных последствий, как будет контролироваться исполнение экологических инвестпроектов. Иначе можно государственными льготами поддерживать совсем не защищающие природу проекты, объясняет он.