Минюст предлагает вывести госкорпорации из-под действия закона об НКО

Какими будут для них общие правила, пока не ясно
Минюст хочет освободить госкорпорации от требований закона об НКО и написать для них отдельный закон/ А. Астахова/ Ведомости

Первая госкорпорация – АСВ – была создана в 2003 г., ВЭБ, «Росатом», «Ростех» и Фонд ЖКХ – в 2007 г., во время второго президентского срока Владимира Путина. Его преемник Дмитрий Медведев открыто критиковал эти организации за непрозрачность и неподконтрольность властям и заявлял о намерении серьезно реформировать их. В 2010 г. в законе об НКО появились нормы, которые обязали госкорпорации регулярно публиковать в интернете годовые отчеты, включающие бухотчетность и сведения об исполнении их стратегий (до того закон обязывал отчитываться лишь об использовании госимущества). Одновременно такие требования появились и в специальных законах каждой из госкорпораций (раскрываемая информация зависит от их специфики, см. врез). Намеченной Медведевым реорганизации большинства госкорпораций так и не произошло. Вместо этого после возвращения Путина в Кремль в 2015 г. была создана еще одна – «Роскосмос».

Госкорпорации и госкомпания «Автодор» перестанут подчиняться закону о некоммерческих организациях (НКО), на основе которого написаны их персональные законы. Это следует из подготовленных Минюстом поправок в закон об НКО, с которыми ознакомились «Ведомости». 5 июня проект одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказали два ее участника.

Минюст предлагает признать недействующими статьи закона об НКО, в которых установлены основные требования к госкорпорациям. Он не будет распространяться на эти организации, подтвердил его представитель, не объяснив, зачем потребовались такие изменения.

Некоммерческая госкомпания «Автодор» будет выведена из-под действия закона об НКО сразу после вступления поправок в силу. А госкорпорации он будет регулировать, пока не заработает новый специальный закон о госкорпорациях. Нужно временно сохранить действие отмененных норм для спокойствия самих госкорпораций и их кредиторов – ни в Гражданском кодексе (ГК), ни в других законах общих правил для госкорпораций нет, поясняет федеральный чиновник.

Закон о госкорпорациях может быть принят в виде либо поправок в ГК, либо нового закона, подтверждает представитель Минюста. Однако такого проекта нет среди законов, которые планируется принять после исключения госкорпораций и госкомпаний из закона об НКО (их перечень Минюст предоставил «Ведомостям»). Какое ведомство и когда его напишет, министерство не уточнило: Минюст документ разрабатывать не планирует, сказано в его ответе на запрос «Ведомостей». В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова информации о подготовке такого закона нет, сообщил его представитель.

Особое открытие

Годовой отчет «Ростеха» включает сведения о военно-техническом сотрудничестве, а ВЭБа, например, – о движении капитала, резервах и фондах, прибылях и убытках. Много информации ВЭБ раскрывает как эмитент: консолидированную финансовую отчетность и сведения о существенных фактах, в том числе сделках. АСВ кроме прочего должно публиковать реестр банков, допущенных в систему страхования вкладов населения.

Опрошенные «Ведомостями» госкорпорации не видели законопроекта Минюста, а представители АСВ и «Росатома» не ответили на запрос. После исключения из закона об НКО госкорпорациям станет только легче, надеется сотрудник одной из них: «Возможно, с нас снимут обязанности отчитываться о [доходах] сотрудников, сделках и проч. Это заметно усложняет жизнь и набор квалифицированного персонала». Отчитываться о доходах руководства и работников госкорпорации обязало антикоррупционное законодательство, а не закон об НКО. Отчетов о сделках закон об НКО также впрямую не требует. Но если госкорпорация размещает облигации, то раскрывать широкий круг информации ее обязывает законодательство о рынке ценных бумаг, напоминает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов.

ВЭБ публикует отчетность, предусмотренную законом о Банке развития, как эмитент и профучастник рынка ценных бумаг, а также и иную отчетность, предусмотренную законодательством, отмечает его представитель: «Существенного изменения объемов отчетности с учетом особенностей деятельности ВЭБа мы не ожидаем».

Единый закон для всех госкорпораций был бы удобнее для анализа и понимания их работы, считает директор Deloitte Олег Швырков, например, внешних контрагентов часто интересует, как формируются их органы управления. Но в нем могут быть предусмотрены для госкорпораций исключения из законов, отмечает партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов, и тогда отдельные госкорпорации смогут раскрывать какую-то информацию в добровольном порядке. ВЭБу, АСВ, «Ростеху», «Росатому» и «Роскосмосу» уже удалось добиться, чтобы на них не распространялся закон о публично-правовых компаниях (такие пока не создавались, согласно ЕГРЮЛ), напоминает Степанов, хотя именно этими образованиями Минэкономразвития планировало заменить госкорпорации.