На повышение ставки ФРС США Китай ответил смягчением денежной политики

Пекин больше обеспокоен стабильностью финансовой системы
По словам аналитиков, в июне китайский регулятор также склонен оставить деньги в системе из-за сезонного роста спроса/ David Franklin/ Freepick

Вслед за решением ФРС поднять базовую ставку Народный банк Китая (НБК) направил в финансовую систему страны 250 млрд юаней ($36,73 млрд). Это максимальные дневные денежные вливания с середины января, когда дополнительная ликвидность была нужна для удовлетворения спроса в преддверии китайского Нового года.

Накачка рынка ликвидностью происходит на фоне ужесточения регулирования и роста обеспокоенности инвесторов. Ранее по подозрению в экономических преступлениях был задержан председатель крупнейшей в стране страховой компании Anbang У Сяохуэй. По словам аналитиков, в июне китайский регулятор также склонен оставить деньги в системе из-за сезонного роста спроса: корпорации платят налоги, а банки должны отчитаться о соблюдении нормативов.

Еще в марте НБК действовал иначе. После повышения ставки ФРС он через несколько часов повысил и свои ставки. Аналитики объясняли это желанием сдержать отток капитала – процентные ставки США становятся привлекательнее и вывод средств из страны усиливается. Но с тех пор отток капитала замедлился, и китайского регулятора больше волнует, не угрожают ли его действия экономике.

Пекин начал бороться с закредитованностью с прошлого лета, а в феврале и марте дважды поднял процентные ставки на денежном рынке. Зачистка финансовой системы привела к резкому росту расходов на обслуживание займов. В мае доходность гособлигаций достигла максимума за 29 месяцев и по-прежнему остается высокой – рекордное число компаний отказались от выпуска бондов или отложили его.

В конце мая денежная масса в Китае выросла на 9,6% по сравнению с прошлым годом, указывает аналитик Industrial Securities Тан Юэ. Это ниже апрельских показателей и прогнозов экономистов – 10,5 и 10,4% соответственно. По данным Wind Information, рост денежной массы не достиг 10% впервые с 1986 г. Действия НБК показывают, что он опасается кризиса ликвидности, считает старший аналитик China Merchants Bank Лю Донлян. В июне нервозность на межбанковском рынке КНР традиционно нарастает. Банки и финансовые институты нуждаются в ликвидности для уплаты налогов или поддержания резервов на счетах в ЦБ. Когда несколько средних банков столкнулись с кредитными дефолтами четыре года назад, это привело к беспрецедентному денежному кризису.

Пекин смог воздержаться от повышения ставок на прошлой неделе еще по нескольким причинам, отметил Лю: рост международных резервов Китая, замедление оттока капитала и стабильность юаня. Валютные резервы КНР растут четыре месяца подряд, в мае – на рекордные за три года $24 млрд до $3 трлн. В пятницу государственное издание Securities Times сообщило, что отказ НБК от повышения ставки вслед за ФРС связан с хорошей статистикой по международным резервам и снижением риска девальвации юаня. Но в последние месяцы разрыв между процентными ставками в Китае и США резко увеличился. Доходность 10-летних гособлигаций КНР – 3,56%, что на 1,4 процентного пункта выше аналогичных бумаг казначейства. В августе прошлого года, когда Пекин еще не начал кампанию по снижению финансовых рисков, разница составляла 0,62 п. п.

Перевела Юлия Безрукова