Дефицит бюджета США может превысить $1 трлн

В случае кризиса страна окажется в тяжелой фискальной ситуации
Политика президента США Дональда Трампа может дорого обойтись экономике страны / JUSTIN SULLIVAN/ GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

Если не учитывать годы войн и рецессии, дефицит бюджета США может достичь одного из самых высоких уровней. Это, правда, не помешало в декабре провести реформу, предполагающую сильное снижение налогов, а республиканцам и демократам – спорить о повышении расходов. Высокий бюджетный дефицит может привести к дальнейшему росту доходностей казначейских облигаций, предупреждают экономисты.

В 2019 г. дефицит бюджета достигнет 5,7% ВВП, а годовые займы превысят $1,1 трлн, прогнозирует аналитический центр Bipartisan Policy Centerо (BPC). Дефицит будет значительно ниже, чем в годы после великой рецессии или Второй мировой войны, но сопоставим с уровнем после рецессии начала 1980-х гг. при Рональде Рейгане. Отличие в том, что сейчас в США полная занятость, а мировая экономика растет увереннее всего за последние 10 лет. «Такой большой дефицит в мирное время и при устойчивой экономике говорит о безрассудной фискальной политике», – отмечает Шай Акабас из BPC. Если в ближайшие годы произойдет новый финансовый кризис, фискальное положение США будет очень опасным.

ФРС США сокращает сумму казначейских облигаций на своем балансе. И некоторые инвесторы считают, что большие займы приведут к дальнейшему росту доходностей облигаций. С начала года доходность 10-летних казначейских облигаций выросла на 33 б. п. до 2,74% – максимума за три года. Это приносит убытки инвесторам, так как доходности растут, когда облигации дешевеют.

Долговому рынку предстоит проверка, считает стратег RBC Capital Markets Майкл Клоэрти. «Прежде в течение долгого времени большое предложение гособлигаций США не влияло на долговой рынок, поскольку ФРС смягчала эффект [скупая эти бумаги]», – отмечает он.

Размер дефицита будет зависеть от многих факторов, включая последствия снижения налогов, темпы экономического роста и уровень непредвиденных расходов. Также важно, о чем договорятся конгрессмены. Республиканцы хотят отменить ограничения на затраты на оборону, а демократы согласятся на это, только если взамен будут значительно увеличены расходы на невоенные нужды. Кроме того, если конгресс не повысит потолок госдолга, финансирование правительства может прекратиться в первой половине марта.

Аналитики из Комитета за ответственный федеральный бюджет (CRFB) призывают конгресс компенсировать любое повышение расходов снижением других затрат. «Для здоровой и даже переживающей бум экономики неслыханно иметь дефицит в $1 трлн», – говорит Марк Голдвейн из CRFB.

Между тем такие долгосрочные тренды, как старение населения, способствуют росту бюджетных расходов. Когда Трамп вступил в должность президента, долг США находился на самом высоком уровне после Второй мировой войны и составлял 77% ВВП. По прогнозам CRFB, он может превысить 100% ВВП в следующие 10 лет в зависимости от принимаемых решений. «Такой прогноз довольно пугающий, – отмечает главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди. – Мы идем по мрачному пути».

Перевел Алексей Невельский