Росстат обнаружил в России рост промышленности вместо стагнации

Его темпы после пересмотра полностью совпали с прогнозом правительства
Это только предварительно казалось, что промышленность в России стагнирует/ Андрей Гордеев / Ведомости

К середине 2018 г. стало ясно, что российская промышленность отнюдь не стагнирует, но растет: Росстат сообщил, что учел новые данные предприятий и существенно пересмотрел показатели промышленного производства за 2016–2018 гг. По новой оценке, промышленность в 2017 г. выросла не на 1%, как считал Росстат, а на 2,1% (данных за 2016 г. пока нет), в январе – марте 2018 г. – не на 1,9%, а на 2,8%, а в апреле – не на 1,3%, а на 3,9%. В мае согласно уже новым расчетам выпуск увеличился на 3,7% в годовом выражении. Это гораздо выше консенсус-прогноза экономистов Reuters, ожидавших замедления до 0,8%.

Уточнение статистики – нормальная практика, но обновленные данные Росстата вызывают недоумение, удивляется завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов: судя по сезонно скорректированной динамике, промышленность переживает бурный рост, хотя в прошлом месяце особого повода для оптимизма ни временные ряды, ни оценки не давали.

Основной прирост дал пересмотр показателей обрабатывающей промышленности: вся траектория ее роста оказалась выше, в некоторых случаях – существенно выше, чем показывали первые оценки, замечает главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Такие масштабные пересмотры происходят нечасто, продолжает он: пересмотр существенный, по данным ОЭСР, средний пересмотр ВВП корректирует показатель на 0,5 процентного пункта. Скорее всего и ВВП за 2017 г. Росстат пересмотрит, ожидает Исаков: обработка весит более 13% всей добавленной стоимости.

Основной вклад в пересмотр показателя внесло получение годовых данных о малых и средних предприятиях, объяснил «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин, была уточнена статистика и по крупному бизнесу. Это приведет в конце года к серьезному пересмотру и роста ВВП, продолжает министр, – в 2017 г. показатель мог превысить даже 2%. На прогнозе на нынешний год пересмотр итогов прошлого не скажется, успокаивает Орешкин: во-первых, увеличится сравнительная база, во-вторых, министерство и ожидало позитивного пересмотра данных.

Пересмотр данных за 2017 г. привел к тому, что у Росстата получился ровно тот результат, который еще в середине прошлого года прогнозировало Минэкономразвития, обращает внимание директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Министерство уже неоднократно объясняло, почему его тогдашний прогноз так и не исполнился, напоминает экономист. Данные Росстата после пересмотра не вызывают доверия у Тремасова: «Изменение показателя роста вдвое без корректировок методик, а лишь в результате досчета – это перебор».

Либо вся методика расчета промышленности, начиная от сбора первичной информации, никуда не годится либо присутствуют манипуляции со статистикой, считает Тремасов.

Такое могло получиться после досчета, спорит с ним замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: даже без смены классификатора уточненные данные спустя год после первых оценок могут весьма существенно отличаться, потому что предприятие уточнило представление о произведенной продукции, особенно если у него много территориальных единиц. Напротив, защищает Сальников Росстат, статистика стала корректнее и гораздо ближе к экспертным оценкам: «Мы в конце прошлого года направляли записку и в Минпром, и в администрацию президента – указывали, что рост в обрабатывающей промышленности у Росстата слишком низок, по нашим оценкам, он заметно больше». Прежде статистика была очень плохого качества, сетует он: после перехода на новый общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) предприятия часто предоставляли неверные данные, путали коды.

Данные Росстата стали существенно ближе к оценке траектории восстановления промышленности по наблюдаемым товарам, которую проводил «ВТБ капитал», качество статистического учета улучшилось, поддерживает Исаков.

Если бы было желание подогнать данные под прогноз Минэкономразвития, то логичнее это было бы делать в другое, более политически выгодное время – например, в марте, когда выходила первый раз годовая статистика, или объявить перед инаугурацией, говорит федеральный чиновник. Российская статистика реально независима, давления на нее не оказывается, уверяет он, и позитивный пересмотр данных только сейчас – подтверждение этого факта.

Это хорошая новость, для России сейчас важно наращивать инвестиции, считает Сальников: такие макроиндикаторы при прочих равных используются инвесторами для оценки инвестиционной привлекательности страны, а 1% в год, по прежней оценке, – фактическое отсутствие роста. Но сейчас много других факторов, которые гораздо сильнее влияют на настроения инвесторов, напоминает он. Пересмотр делает картину происходящего в экономике более оптимистичной, согласен Бессонов.

Росстат всегда говорил, что качество первичной информации от предприятий негодное, и даже предлагал сдвинуть сроки предоставления и публикации отчетности, замечает Тремасов. Росстат ежемесячно получает от предприятий информацию и досчитывает индекс промышленного производства, а затем выдает пересмотренную версию сразу за год, продолжает экономист, и совершенно непонятно, почему уточненные данные не публикуются ежемесячно, такова мировая практика, – доверие к государственной статистике было бы выше. «Зачем весь год копить, а потом выдавать такие шокирующие цифры?» – задается вопросом Тремасов.