В России нет регионов с максимально развитой инфраструктурой

Улучшить ситуацию эксперты предлагают дополнительными инвестициями в нее
Самые большие проблемы в транспортной инфраструктуре
Самые большие проблемы в транспортной инфраструктуре / Андрей Гордеев / Ведомости

В России нет ни одного региона, инфраструктура которого могла бы считаться максимально развитой, пишут аналитики InfraOne в подготовленном ими индексе развития инфраструктуры. Необходимые дополнительные инвестиции в 2019 г. – 2,6 трлн руб., оценивают они. В основном деньги нужны 27 регионам с уже развитой инфраструктурой.

Аналитики выбирали объекты инфраструктуры по двум показателям – те, которые серьезно влияют на качество жизни или для развития которых у регионов нет ограничений, кроме финансовых. Таким образом, были исключены морские и речные порты, объекты туризма, исторического наследия, культуры, которые зависят от географии и других факторов.

Недоинвестированы все отрасли по всей стране, указывают аналитики InfraOne. Самые большие проблемы в транспортной инфраструктуре. В тройке лидеров по этому направлению – Москва (присвоен индекс 8,25 из 10), Московская область (6,95) и Санкт-Петербург (6,85). В этих регионах более развитая сеть автомобильных и железных дорог, а также инфраструктура воздушного транспорта. Но разрыв между лидерами и остальными регионами крайне велик: среднее значение транспортного индекса по стране – 3,24, а у 71 региона из 85 показатель находится в границах 2,5–3,5. Неравномерное развитие инфраструктуры аналитики объясняют в том числе невысокой плотностью населения на больших пространствах страны и километрами неосвоенных территорий. Например, в Сибири и в Дальневосточном федеральном округе плотность населения составляет лишь 3,8 и 1 человек на 1 кв. км, в Центральном – 60,4 человека на 1 кв. км.

По качеству транспортной инфраструктуры Россия находится в кластере стран третьего мира, замечали эксперты Центра экономики инфраструктуры. А отношение плотности сети автомобильных дорог к плотности населения в России существенно хуже, чем во всех странах БРИКС, писали они.

По интегральному индексу ситуация лучше – регионы получили оценку 5,7, например, по качеству коммунальной инфраструктуры – 6,9, а телекоммуникационной и вовсе 9,8. Здесь лидеры те же – Москва и Санкт-Петербург, а также Ханты-Мансийский автономный округ, активно инвестирующие в инфраструктуру.

Самые большие проблемы в транспортной инфраструктуре

Но у большинства регионов таких возможностей для развития нет. При этом большая часть населения России (53,8%) живет именно в регионах, которые испытывают острую нехватку инвестиций сразу в несколько отраслей. Так, в наименее развитых регионах – с индексом менее 5 – живут примерно 4,9% россиян. Среди таких регионов, например, Калмыкия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Якутия, Чечня, Тува и Дагестан.

В городах, в которых живет меньше 1 млн человек, очевидно, хуже развита инфраструктура, мало денег и производств, замечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Отсутствие электричества или перебои с теплом воспринимаются как личные проблемы властей регионов, а вот дороги не воспринимаются как глобальная проблема для местных властей – они не относятся к жизненно важной инфраструктуре, считает он. Инфраструктура будет развиваться с ростом числа высокооплачиваемых рабочих мест, предупреждает Безбородов, с ростом поступлений от НДФЛ вырастут и доходы местных властей.

Самые большие проблемы в транспортной инфраструктуре