Цель по инфляции перестает быть главным приоритетом

Центробанкам нужно больше возможностей для стимулирования экономики в будущем
Kacper Pempel / Reuters

Последнюю четверть века целевой уровень инфляции, установленный в развитых странах, равен 2%. Но теперь экономисты думают, по-прежнему ли такой темп роста потребительских цен оптимален.

2% всегда были произвольной величиной и, даже если такая цель была релевантной 20 лет назад, это уже не так, учитывая большие изменения в мировой экономике, считают некоторые экономисты. Дебаты усилились после того, как экс-председатель ФРС США Джанет Йеллен предположила, что центробанк может пересмотреть свое целевое значение инфляции, равное 2%. Руководители Банка Канады тоже отметили, что могут сделать это в 2021 г.

Правда, не ясно, какая целевая инфляция будет лучше. Десятки исследований дают разные ответы – от 6% вплоть до отрицательных значений. Хоть обычно считается, что дефляция, или устойчивое падение цен, мешает экономическому росту, в умеренном виде у нее могут быть преимущества, например, хранящиеся деньги не будут обесцениваться.

Но в последнее время экономисты чаще призывают повысить целевое значение инфляции. Они мотивируют это тем, что тогда у центробанков будет больше возможностей опускать процентные ставки для стимулирования экономики в случае кризиса. «Какой бы [целевой] уровень ни был оптимальным в 2006 г. или ранее, теперь он слишком низкий», – утверждает Оливье Бланшар, старший научный сотрудник Института мировой экономики Питерсона. По его мнению, целевое значение инфляции нужно повысить до 4%.

Такие факторы, как старение населения, медленный рост экономики и увеличение сбережений, способствуют понижению нейтральной процентной ставки, которая обеспечивает устойчивый рост ВВП и стабильный уровень инфляции. В результате возрастает риск, что в случаях, когда надо будет стимулировать экономику, центробанкам придется опустить ключевую процентную ставку до или ниже нуля. Тем не менее Норвегия недавно заявила, что ее центробанк понизит целевой уровень инфляции с 2,5 до 2%, чтобы не отклоняться от международных норм. Инфляция в стране близка к целевому значению, поэтому 20 сентября ее центробанк повысил процентные ставки до 0,75%.

У более высоких темпов инфляции могут быть и другие преимущества. Например, во время рецессии, когда экономика будет приспосабливаться, уменьшится потребность в снижении номинальных зарплат, поскольку рост цен и так уменьшит реальные доходы населения. Кроме того, заемщикам было бы легче выполнять долговые обязательства. Как показало проведенное в США в 2009 г. исследование, 6%-ная инфляция в течение четырех лет привела бы к снижению национального долга по отношению к ВВП примерно на 20 процентных пунктов. Похожее произошло после Второй мировой войны. Хотя другие экономисты сомневаются, что такая инфляция помогла бы сильно сократить долг. Кроме того, центробанкам развитых стран и так трудно приблизить инфляцию к 2%, не говоря уж о 6%.

Стабильный рост цен

«Темпы согласованного с работодателями увеличения зарплат в еврозоне во II квартале 2018 г. составили 2,2% по сравнению с 1,7% в I квартале и 1,5% в 2017 г. Это поддерживает нашу уверенность, что рост зарплат продолжит ускоряться. Годовые темпы роста потребительских цен, вероятно, будут держаться около текущих уровней ближайшие месяцы и достигнут 1,7% в каждом из годов вплоть до 2020 г.», – Марио Драги, президент ЕЦБ.

Экс-председатель ФРС Бен Бернанке считает отрицательные процентные ставки лучшей альтернативой повышению целевого значения инфляции. «Конечно, отрицательные ставки создают различные проблемы, но то же самое касается и более высокого целевого уровня инфляции, – писал Бернанке в 2016 г. – Если бы отрицательные процентные ставки были временными и применялись только в случае серьезных экономических проблем, это было бы преимуществом».

С другой стороны, более высокая инфляция обесценивает налоги и маскирует экономические сигналы, например мешая понять, что рост цен на некоторые товары вызван их дефицитом. Также банки стали бы выдавать более дорогие долгосрочные займы, чтобы защититься от инфляции, отмечает экономист Commerzbank Михаэль Шуберт. Таким образом, финансирование подорожает и компании будут меньше инвестировать.

Важно и то, что инфляция на уровне 2% позволяет домохозяйствам и бизнесу не беспокоиться о росте цен. «Инфляция выше 2–3% сильно повлияет на принятие решений, это неоднократно подтверждалось на практике», – говорит зампредседателя ЦБ Австралии Гай Дебель.

Одно из возможных решений – позволить инфляции немного превысить 2%, что даст центробанкам больше возможностей для маневра. Это уже происходит в США, где инфляция в августе достигла 2,7%, но ФРС не собирается ускорять из-за этого повышение ставок. В еврозоне она уже равна 2%, но ЕЦБ не планирует повышать ставки в ближайший год.

По мнению Джозефа Гэньона из Института мировой экономики Питерсона, ФРС должна позволить инфляции превысить целевое значение, чтобы потом она снова не опустилась сильно ниже его.-

Перевел Алексей Невельский