Регионы не используют деньги для ремонта дорог

Причина – очень сложная процедура их получения, говорит эксперт
Для решения проблемы нужно радикально упростить процедуру выделения денег для дорожных работ, говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин/ Сергей Портер / Ведомости

Регионы плохо используют деньги на ремонт дорог, которые они получают из федерального бюджета, показала проверка Счетной палаты. К 1 августа лишь 30% средств на проект «Безопасные качественные дороги» – 9,4 млрд руб. – были освоены регионами.

Это значит, что дорожные работы вряд ли будут выполнены до 1 ноября 2018 г. И дороги будут ремонтироваться при плохой погоде, что отразится на качестве и сроке их службы, приводит слова аудитора Валерия Богомолова пресс-служба Счетной палаты.

Проект «Безопасные качественные дороги» начал реализовываться в 2017 г., чтобы сократить число опасных участков, снизить перегрузки и привести дороги в нормативное состояние. Стоимость проекта – 65 млрд руб. Всего в нем участвуют 36 регионов с протяженностью автодорог почти 50 000 км. К 2024 г. 85% дорог в агломерациях должны находиться в нормативном состоянии (в 2017 г. – 44%). Сейчас по программе отремонтировано более 5000 км дорог.

Лучше всего проект реализуется там, где хорошо организована работа «проектных офисов», – в 2017 г. это были Саратовская, Пензенская и Астраханская области, сообщила Счетная палата.

Но в некоторых регионах власти осознанно больше рассчитывают на собственные деньги – например, в Башкирии депутаты готовятся принять в первом чтении законопроект, предусматривающий отчисления в дорожный фонд республики штрафов за нарушение правил дорожного движения. Такое право регионы получают с 2019 г. Это позволит региону ежегодно собирать дополнительные 1,6 млрд руб. и пополнить фонд до 17,2 млрд руб. Также ежегодно растут отчисления в местные дорожные фонды от транспортного налога и акциза на топливо – к 2024 г. он должен полностью зачисляться в региональные фонды.

А для решения проблемы нужно радикально упростить процедуру выделения денег для дорожных работ, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Процедура получения средств по программе «Безопасные качественные дороги» забюрократизирована настолько, что, кажется, все делается, чтобы деньги не поступили на ремонт дорог, негодует Блинкин: необходимо готовить документы транспортного планирования, дорожные карты, реализовывать тендеры, даже если сумма контракта маленькая.

При этом тендер, чтобы построить мост за 50 млрд руб. и организовать ремонт дорог за 10 млн, организован фактически по одной процедуре, говорит Блинкин. Столкнуться же с нарушениями очень просто: так, если один участок дороги идет по городу, а другой уходит в пригород, отремонтировать их вместе, как правило, нельзя, приводит он пример. Нужно комплексно решать проблему на уровне правительства, заключает Блинкин. Представитель Минтранса сообщил, что письмо Счетной палаты в ведомстве пока не получили.-

В каких городах России самые плохие дороги