Статья опубликована в № 4695 от 14.11.2018 под заголовком: Россия останется без бума

S&P сочло завышенным вдвое прогноз правительства по росту инвестиций

Это ставит под сомнение осуществимость майского указа Путина

Реалистичность главной опоры обещанного властями ускорения экономики – рост доли инвестиций в ВВП до 25% к 2024 г. – подвергли сомнению аналитики международного рейтингового агентства S&P. Госрасходы ограничены строгим бюджетным правилом (по нему расходы бюджета рассчитываются исходя из цены нефти $40 за 1 барр., а доходы, полученные от более дорогой нефти, направляются в резервы. – «Ведомости»), а для роста инвестиций частного бизнеса нужно реформировать судебную систему, провести приватизацию и развивать конкуренцию, перечисляют они.

По поручению президента Владимира Путина, к 2024 г. Россия должна войти в топ-5 экономик по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. То есть обогнать Германию, уточнял министр экономического развития Максим Орешкин. Пока ВВП на душу населения в России растет чуть быстрее чем на 1% – это вдвое медленнее, чем в странах с сопоставимым уровнем дохода. Росту мешают неблагоприятная демографическая ситуация, инфраструктурные ограничения, плохие условия ведения бизнеса, а в последнее время – иностранные санкции, перечисляют беды российской экономики аналитики S&P. В 2017 г. экономика выросла на 1,5%, сообщал Росстат, а за январь – сентябрь 2018 г. – в пределах 1,6%. И хотя инвестиции в 2017 г. выросли на 4,3% в реальном выражении, они все еще ниже пика 2013 г., а их доля в ВВП составляет 21%, напоминают аналитики S&P.

Правительство рассчитывает, что с 2021 г. реальный ВВП будет расти быстрее 3% в год – в основном за счет ускорения инвестиций с 2020 г. до 6–7%. Обеспечить его по задумке чиновников должны государство – прежде всего за счет инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры – и бизнес, который станет активнее инвестировать в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, пишет S&P. Но, по расчетам агентства, в 2020–2021 гг. инвестиции будут расти не более чем на 3,2%, и это при условии смягчения денежно-кредитной политики, восстановления темпов роста банковского кредитования и госинвестиций в инфраструктуру. А сами инвестиции государства останутся неэффективными. Из-за длительной оценки затрат и составления бизнес-планов проектов финансирование начнется не раньше 2020 г. Сомневается S&P и в эффективности самих проектов – власти ориентируются на громкие и крупные, но не обязательно производительные проекты. При этом расходы на них ограничены бюджетным правилом. Стабильность бюджета и курса рубля, обеспеченные им, хороши для международных рейтингов, но это одна из главных причин, почему ВВП растет почти вдвое медленнее, чем у стран с сопоставимым уровнем дохода, заявлял главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.

Не увеличатся существенно и инвестиции бизнеса, считает S&P: за первое полугодие 2018 г. они выросли всего на 1,3%, несмотря на существенную прибыль, обеспеченную «необычным сочетанием слабого рубля и высоких цен на нефть». В итоге в 2019–2021 гг. экономика будет в среднем расти на 1,7%, не ускорится она и после 2021 г. Мешают плохая демографическая ситуация, низкая производительность труда, доминирование государства, низкий уровень конкуренции и плохие условия для ведения бизнеса, заключили аналитики S&P.

Всего по утвержденному правительством плану развития магистральной инфраструктуры до 2024 г. власти собираются реализовать транспортных проектов на 6,3 трлн руб. (половину расходов должен профинансировать частный бизнес). Так, чиновники планируют построить и реконструировать дороги по маршруту Европа – Западный Китай, развивать Северный морской путь, региональные аэропорты. Финальный список проектов так и не был опубликован.

Основная часть бюджетных расходов плана приходится на 2022–2024 гг., говорили федеральные чиновники. В том числе из-за нехватки готовых к реализации инфраструктурных проектов, уточняет один из них. При этом задержка финансирования ставит под вопрос выполнение майского указа президента Владимира Путина – закончить все строительство к 2024 г., растет риск превысить смету и не уложиться в срок до 2024 г., говорит другой чиновник. Пока из запланированных государством 3,1 трлн руб. бюджетных расходов бюджетом предусмотрено только 1,6 трлн руб., остальная часть госфинансирования еще не подтверждена, указывают аналитики S&P. Даже если деньги на реализацию проектов удастся найти, сроки окончания строительства крупных проектов, как правило, затягиваются – например, строительство платной автотрассы М11 Москва – Санкт Петербург и ЦКАД.

В эффективности расходов на нацпроекты, один из которых – план развития инфраструктуры, сомневаются и депутаты Госдумы. По законопроекту, одобренному Госдумой во вторник во втором чтении, Минфин сможет перераспределять деньги между проектами без поправок в закон о бюджете на 2019 г. – лишь по согласованию с Госдумой. «Если мы увидим, что какие-то вопросы тормозятся, где-то не готова документация, – лучше не замораживать средства, а перебросить», – говорил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (его цитировал ТАСС).

К самим нацпроектам очень много вопросов, они плохо проработаны, многие и вовсе похожи на собрание пожеланий разных министерств и ведомств, которые раньше были отвергнуты, рассказывали два федеральных чиновника. На непроработанность проектов указывали и участники парламентских слушаний, следовало из рекомендаций их участников, программы так и «не стали эффективным инструментом».

Опасения S&P по поводу соблюдения сроков реализации проектов, скорее всего, разделяет и правительство, говорит главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Это подтверждает и предложение властей создать офис для мониторинга реализации инфраструктурных проектов, считает он. Но к моменту, когда все инфраструктурные проекты будут наконец согласованы, мировая экономика может столкнуться с очередным циклическим замедлением, предупреждает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова, в таких условиях повышается вероятность снижения цен на нефть, ослабления рубля и роста ставок, что будет притормаживать и инвестиции.

Читать ещё
Preloader more