Статья опубликована в № 4695 от 14.11.2018 под заголовком: Россия останется без бума

S&P сочло завышенным вдвое прогноз правительства по росту инвестиций

Это ставит под сомнение осуществимость майского указа Путина
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Реалистичность главной опоры обещанного властями ускорения экономики – рост доли инвестиций в ВВП до 25% к 2024 г. – подвергли сомнению аналитики международного рейтингового агентства S&P. Госрасходы ограничены строгим бюджетным правилом (по нему расходы бюджета рассчитываются исходя из цены нефти $40 за 1 барр., а доходы, полученные от более дорогой нефти, направляются в резервы. – «Ведомости»), а для роста инвестиций частного бизнеса нужно реформировать судебную систему, провести приватизацию и развивать конкуренцию, перечисляют они.

По поручению президента Владимира Путина, к 2024 г. Россия должна войти в топ-5 экономик по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. То есть обогнать Германию, уточнял министр экономического развития Максим Орешкин. Пока ВВП на душу населения в России растет чуть быстрее чем на 1% – это вдвое медленнее, чем в странах с сопоставимым уровнем дохода. Росту мешают неблагоприятная демографическая ситуация, инфраструктурные ограничения, плохие условия ведения бизнеса, а в последнее время – иностранные санкции, перечисляют беды российской экономики аналитики S&P. В 2017 г. экономика выросла на 1,5%, сообщал Росстат, а за январь – сентябрь 2018 г. – в пределах 1,6%. И хотя инвестиции в 2017 г. выросли на 4,3% в реальном выражении, они все еще ниже пика 2013 г., а их доля в ВВП составляет 21%, напоминают аналитики S&P.

Правительство рассчитывает, что с 2021 г. реальный ВВП будет расти быстрее 3% в год – в основном за счет ускорения инвестиций с 2020 г. до 6–7%. Обеспечить его по задумке чиновников должны государство – прежде всего за счет инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры – и бизнес, который станет активнее инвестировать в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, пишет S&P. Но, по расчетам агентства, в 2020–2021 гг. инвестиции будут расти не более чем на 3,2%, и это при условии смягчения денежно-кредитной политики, восстановления темпов роста банковского кредитования и госинвестиций в инфраструктуру. А сами инвестиции государства останутся неэффективными. Из-за длительной оценки затрат и составления бизнес-планов проектов финансирование начнется не раньше 2020 г. Сомневается S&P и в эффективности самих проектов – власти ориентируются на громкие и крупные, но не обязательно производительные проекты. При этом расходы на них ограничены бюджетным правилом. Стабильность бюджета и курса рубля, обеспеченные им, хороши для международных рейтингов, но это одна из главных причин, почему ВВП растет почти вдвое медленнее, чем у стран с сопоставимым уровнем дохода, заявлял главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.

Не увеличатся существенно и инвестиции бизнеса, считает S&P: за первое полугодие 2018 г. они выросли всего на 1,3%, несмотря на существенную прибыль, обеспеченную «необычным сочетанием слабого рубля и высоких цен на нефть». В итоге в 2019–2021 гг. экономика будет в среднем расти на 1,7%, не ускорится она и после 2021 г. Мешают плохая демографическая ситуация, низкая производительность труда, доминирование государства, низкий уровень конкуренции и плохие условия для ведения бизнеса, заключили аналитики S&P.

Всего по утвержденному правительством плану развития магистральной инфраструктуры до 2024 г. власти собираются реализовать транспортных проектов на 6,3 трлн руб. (половину расходов должен профинансировать частный бизнес). Так, чиновники планируют построить и реконструировать дороги по маршруту Европа – Западный Китай, развивать Северный морской путь, региональные аэропорты. Финальный список проектов так и не был опубликован.

Основная часть бюджетных расходов плана приходится на 2022–2024 гг., говорили федеральные чиновники. В том числе из-за нехватки готовых к реализации инфраструктурных проектов, уточняет один из них. При этом задержка финансирования ставит под вопрос выполнение майского указа президента Владимира Путина – закончить все строительство к 2024 г., растет риск превысить смету и не уложиться в срок до 2024 г., говорит другой чиновник. Пока из запланированных государством 3,1 трлн руб. бюджетных расходов бюджетом предусмотрено только 1,6 трлн руб., остальная часть госфинансирования еще не подтверждена, указывают аналитики S&P. Даже если деньги на реализацию проектов удастся найти, сроки окончания строительства крупных проектов, как правило, затягиваются – например, строительство платной автотрассы М11 Москва – Санкт Петербург и ЦКАД.

В эффективности расходов на нацпроекты, один из которых – план развития инфраструктуры, сомневаются и депутаты Госдумы. По законопроекту, одобренному Госдумой во вторник во втором чтении, Минфин сможет перераспределять деньги между проектами без поправок в закон о бюджете на 2019 г. – лишь по согласованию с Госдумой. «Если мы увидим, что какие-то вопросы тормозятся, где-то не готова документация, – лучше не замораживать средства, а перебросить», – говорил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (его цитировал ТАСС).

К самим нацпроектам очень много вопросов, они плохо проработаны, многие и вовсе похожи на собрание пожеланий разных министерств и ведомств, которые раньше были отвергнуты, рассказывали два федеральных чиновника. На непроработанность проектов указывали и участники парламентских слушаний, следовало из рекомендаций их участников, программы так и «не стали эффективным инструментом».

Опасения S&P по поводу соблюдения сроков реализации проектов, скорее всего, разделяет и правительство, говорит главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Это подтверждает и предложение властей создать офис для мониторинга реализации инфраструктурных проектов, считает он. Но к моменту, когда все инфраструктурные проекты будут наконец согласованы, мировая экономика может столкнуться с очередным циклическим замедлением, предупреждает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова, в таких условиях повышается вероятность снижения цен на нефть, ослабления рубля и роста ставок, что будет притормаживать и инвестиции.

Читать ещё
Preloader more