Счет текущих операций России показал рекордный профицит

Импорт товаров стал сокращаться из-за слабого спроса
Потери, покрытые нефтью/ Евгений Разумный / Ведомости

В 2018 г. профицит счета текущих операций достиг рекордных $114,9 млрд, сообщил Центробанк (против $33,3 в 2017 г.). Ключевую роль сыграл рост положительного сальдо внешней торговли в 1,7 раза до $194,4 млрд: экспорт в стоимостном выражении вырос благодаря подорожавшему топливу, а рост товарного импорта, напротив, замедлился.

Во втором полугодии 2018 г. на фоне низкого внутреннего спроса и девальвации рубля импорт в стоимостном выражении и вовсе упал к тому же периоду 2017 г., замечает ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов. Импорт потребительских товаров сократился из-за роста рублевых цен при нерастущих доходах населения, а инвестиционных – из-за санкций, оценивает он. В III квартале 2018 г. рост импорта сдерживало снижение реального эффективного курса рубля на 6,5% по сравнению с тем же периодом 2017 г., указывал ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике. Если в 2019 г. реальные доходы россиян все-таки вырастут, а инвестиции в основной капитал сохранятся на уровне 2017 г., импорт может увеличиться на 1–2%, оценивает Пухов.

Рост экспорта в стоимостном выражении обеспечили прежде всего подорожавшие энергоносители (вес топлива среди всех товаров российского экспорта – около 65%), говорит Пухов. Но в 2019 г. экспорт нефти может сократиться из-за снижения добычи и замедления роста экономики на фоне торговых войн и санкций, рассуждает он.

Однако и экспорт прочих товаров в 2018 г. достиг рекордных $53,4 млрд, замечает Пухов, правда, если в 2017 г. он ежеквартально увеличивался на 20–25% в годовом выражении, то в 2018 г. – замедлился с 22% в I квартале до 5% во втором. Возможно, из-за падения цен, сокращения физических поставок или санкций, предполагает Пухов. Экспорт металлов и продовольствия рос быстро при скромном росте цен, машин и оборудования – при падающих ценах, а вот поставки за рубеж древесины и целлюлозно-бумажной продукции могли сократиться, несмотря на их подорожание, рассказывает он.

Рекордный профицит текущего счета позволил нивелировать негативное влияние ускорившегося оттока капитала, указывает главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой, и здесь свою роль сыграли не только цены на энергоносители, но и слабый рубль. Отток капитала из страны ускорился на фоне роста внешних рисков и вывода средств инвесторами со всех развивающихся рынков, поясняет он. Положительный текущий счет свидетельствует о том, что экономика генерирует больше сбережений, чем нужно для внутренних инвестиций в заданных условиях, замечает главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков, это приводит к увеличению чистых иностранных активов: растут зарубежные счета, снижается внешний долг, увеличиваются международные резервы.

За 2018 г. чистый отток капитала вырос по сравнению с 2017 г. в 2,7 раза до $67,5 млрд. Прежде всего из-за возросшего вывоза прочих зарубежных активов российскими компаниями и банками, отмечает Олег Солнцев из ­ЦМАКПа. Судя по всему, компании-экспортеры придерживали выручку и не продавали ее в ожидании девальвации, а из-за комплаенса зарубежных банков могли возрасти сроки расчетов и часть выручки просто не смогли списать, предполагает он. Зарубежные активы банков увеличивались за счет растущих поступлений от экспорта и накопления на счетах валюты после приостановки ее покупок по бюджетному правилу, поясняет Центробанк.

Одновременно в 2018 г. сократилось поступление в Россию прямых иностранных инвестиций (на $25 млрд к 2017 г.). Отчасти из-за санкций, отчасти из-за «бухгалтерских» особенностей их учета, объясняет Солнцев. Прямые инвесторы репатриировали российскую выручку зарубежным «дочкам» из-за роста внешней неопределенности, считает Полевой, ситуация может стабилизироваться при снижении этих рисков. В связи с санкционным давлением нерезиденты также продавали российский суверенный долг, отмечает Солнцев: чистые продажи на вторичном рынке составили $5,7 млрд, хотя годом ранее они, напротив, купили российского долга на $13,6 млрд.

ЦБ в базовом прогнозе ждет, что сальдо текущего счета в ближайшие годы останется положительным и при среднегодовой цене нефти $55 за баррель составит 5% ВВП в 2019 г. и 3% в 2020–2021 гг., а сальдо финансового счета будет сокращаться и составит, соответственно, около 1% ВВП в 2019 г. и ниже этого уровня в 2020–2021 гг. В том числе потому, что цены на основные товары российского экспорта снизятся, сократив для бизнеса возможности зарубежных инвестиций, указывал регулятор.