Минфин опубликовал новый вариант проекта о неналоговых платежах

Он учел только часть пожеланий бизнеса
Минфин обсуждает проект с бизнесом, должно быть принято совместное решение/ Евгений Разумный / Ведомости

Еще в марте бизнес просил президента Владимира Путина не торопиться с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Концепция Минфина только увеличивает давление на бизнес, жаловались ему бизнес-ассоциации.

Минфин настаивал, что законопроект нужно внести в правительство как можно быстрее, и 1 апреля представил его третий вариант.

Согласно опубликованному на regulation.gov законопроекту в Налоговый кодекс войдет шесть платежей: экологический, утилизационный и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, проезд большегрузов по автодорогам, обязательные отчисления операторов связи. В 2018 г. эти платежи пополнили бюджет на 316,6 млрд руб., по данным Федерального казначейства. Также законопроект включает часть госпошлин, например за внесение изменений в госреестры и просмотр сведений в них.

Минфин обсуждает проект с бизнесом, должно быть принято совместное решение, говорит представитель министерства: «Решения пока еще не приняты, вопрос прорабатывается». В любом случае при включении неналоговых платежей в кодекс содержание платежей и их целевое назначение не должны измениться, подчеркивает он.

Ключевое изменение последней версии законопроекта – возможность самостоятельной утилизации отходов. Ранее Минфин предлагал обязать платить экологический налог даже тех производителей, кото­рые утилизировали отходы сами. Это «безальтернативный, обязательный для всех производителей и импортеров товаров платеж», жаловались ассоциации «Экошинсоюз», «Электроника-утилизация» и «Руспро», объединяющие крупнейших производителей электроники и бытовой техники, шин и упаковки, премьер-министру Дмитрию Медведеву. Теперь возможность утилизировать отходы самостоятельно или через профильные ассоциации остается, радуется представитель РАТЭК Антон Гуськов. Без этого отрасль переработки не смогла бы развиваться, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Другую претензию бизнеса Минфин пока не учел. В конце декабря РСПП предложил «прекратить обсуждение проекта до создания прозрачной системы экологического регулирования». Негативное воздействие оценивается по разным методикам, результаты часто несопоставимы и есть риски ошибок и коррупции – без объективной оценки размера выбросов налоговая база не может быть корректной, писал РСПП первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову. Налоговую базу должны определять сами компании, но порядка определения и законов, на которые нужно ориентироваться, нет.

Риски корректности налоговой базы по экологическим платежам остаются, предостерегает представитель РСПП, союз изучает риски по другим платежам.

Законом эту проблему невозможно решить, считает Зарипов, для формирования методики расчета нужно наработать практику и отменить в первые годы штрафы, пени и блокировку счетов. Проект предусматривает двукратное снижение штрафа (до 10%) до 2030 г.

Но системного подхода к остальным неналоговым платежам нет, как и гарантий от неуправляемого появления новых платежей, предупреждает Зарипов.