Большинство мусорных операторов страдает от нехватки денег

А население получает платежки с удвоенным счетом за вывоз мусора
Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Компании, занимающиеся сбором, сортировкой и захоронением коммунальных отходов, столкнулись с финансовыми сложностями, признали участники совещания Генпрокуратуры, на котором обсуждался ход мусорной реформы.

С 2019 г. Россия перешла на новую систему обращения с отходами. В регионах должна была появиться схема, как собирать и что делать с мусором, а также строго следующий ей оператор (у Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя отсрочка до 2022 г.).

У 90% мусорных операторов образовался существенный кассовый разрыв – более 50 млн руб., сообщил гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев: финансовые сложности возникают из-за неплатежей и заниженных нормативов. Нехватка денег может привести к тому, что операторы просто перестанут работать, предупредил Буцаев.

Проблемы операторам создают в том числе сами региональные власти, потому что меняют правила игры. Тариф по закону в течение года изменять нельзя, но закон никак не регулирует нормативы образования отходов, или, проще говоря, прогноза, сколько отходов предстоит вывезти оператору. Этим и пользуются власти, сетует Буцаев: если норматив уменьшить, сильно уменьшится доход оператора, возникнет кассовый разрыв.

Тарифы установлены несправедливо в сравнении с реальными затратами операторов, указывает Буцаев и приводит пример: городские власти вынуждают их обустраивать площадки для мусорных контейнеров, а то и закупать сами контейнеры – но расходы эти в тарифе не отражают.

Хуже того: и те деньги, что заработаны мусорным операторам, он не получает. В среднем по стране собирают 50,3% платежей за мусор, говорилось в проекте доклада министра природы Дмитрия Кобылкина президенту Владимиру Путину. По данным Буцаева, показатель в большинстве регионов еще хуже: собираемость – 20–30%. С населения трудно собрать деньги, поскольку операторы сами должны находить плательщиков. Те, кто заключил договор с едиными расчетными центрами (Московская область, Татарстан), собирают 70–90%, но обязательств таких у регионов перед мусорщиками нет, а зато есть ограничения, связанные с доступом к персональным данным, объясняет Буцаев.

Есть и иные причины, почему население не спешит платить за вывоз мусора, продолжает он: в одних регионах мусорный сбор начисляется на умерших, в других – выставляется в квитанциях дважды: в 57% случаев управляющие компании ввели для мусора отдельную строку в платежке, но не исключили этот сбор из общего коммунального платежа. Это не значит, что управляющие компании дважды взяли платеж за мусор, считает Буцаев, может быть, вместо мусора в общей сумме появились другие расходы. А еще некоторые управляющие компании собирают деньги с населения, но не перечисляют их операторам, жаловался «Ведомостям» замдиректора мусорного оператора Саратовской области Алексей Калямин.

Компании еще активнее, чем люди, стараются не заплатить мусорным операторам, возмущается Буцаев: договоры заключили только 28% юридических лиц, а остальные умудряются в нарушение утвержденных схем обращения с отходами либо засовывать мусор в общедомовые контейнерные площадки, либо работать с несертифицированными операторами, из-за чего продолжают существовать нелегальные свалки.