ЦБ впервые c марта 2018 года снизил ключевую ставку

Одновременно он понизил и прогнозы роста ВВП
ЦБ снизил ставку впервые с марта 2018 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Совет директоров Центробанка на заседании в пятницу снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов – теперь она 7,5% – и допустил еще одно снижение на одном из ближайших заседаний. Возможны и два понижения ставки в этом году, если не будет негативных сюрпризов, предупредила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

ЦБ снизил ставку впервые с марта 2018 г., решение предсказывало большинство экономистов и аналитиков Bloomberg и Reuters.

Центробанку пришло время снизить ключевую ставку, писал и Международный валютный фонд: «Запаздывание со снижением ставки может повысить вероятность снижения инфляции ниже целевого уровня в будущем году».

До этого, в сентябре и декабре 2018 г., Банк России дважды повышал ставку на 25 базисных пунктов. Те решения были вынужденными – с 2019 г. увеличивалась ставка налога на добавленную стоимость и ЦБ опасался резкого роста инфляции. Пик годовой инфляции придется на март – апрель и составит не менее 5,5%, предупреждал ЦБ. Но страхи Центробанка не сбылись: самая высокая инфляция была зафиксирована в марте – 5,3%, а в апреле она начала снижаться и за май составила 5,1%.

Исходя из среднесуточных данных Росстата к 10 июня инфляция снизилась до 5% в годовом выражении.

Аналитики прогнозируют еще как минимум одно понижение ставки до конца года. ЦБ может снизить ее уже в июле, если инфляция значительно замедлится из-за хорошего урожая, а Федеральная резервная система США начнет снижать ставки, считают экономисты Газпромбанка. С ними согласен главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой, он полагает, что к концу 2019 г. ключевая ставка может составить 7%.

Ставку могут снизить дважды в этом году, считает и директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Кирилл Тремасов, и начаться это может уже в июле: рубль сильный, внешние риски не реализовались, видны факторы для торможения инфляции. Вероятно, в июле, на промежуточном заседании, Банк России сохранит ставку, скептичны аналитики «ВТБ капитала».

Одновременно Центробанк ухудшил прогноз роста ВВП на 2019 г. – с 1,2–1,7 до 1–1,5%. Набиуллина объяснила решение слабым ростом экономики в I квартале (на 0,5%). Прогноз на 2020–2021 гг. остался неизменным.

Зато ЦБ улучшил прогноз цены на нефть: в 2019 г. она определена в $65 за баррель, что на $5 выше предыдущего прогноза. Прогноз на 2020 г. также улучшен: он теперь составляет не $55 за баррель, а $60. Прогноз на 2021 г. ($55 за баррель) ЦБ менять не стал.

Сохраняется неопределенность в переговорах стран ОПЕК и не-ОПЕК о судьбе соглашения об ограничении добычи нефти, сказала Набиуллина: «Координация действий между участниками соглашения позволит обеспечить плавную динамику нефтяных цен». Из-за бюджетного правила для экономики цена на нефть не так важна, объясняет главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Если Минфин все же начнет с 2020 г. инвестировать часть сбережений внутри страны (см. статью на стр. 01), чувствительность к цене на нефть снова появится, продолжает он, но пока ЦБ, видимо, не включает это в базовый сценарий.

Теперь прогноз роста ВВП по версии ЦБ почти совпадает с прогнозом Минэкономразвития. «Прогнозы, которые есть на год, – ускорение во втором полугодии – сохраняются и будут достигнуты», – заверял министр экономического развития Максим Орешкин (цитата по «Интерфаксу»). Базовый прогноз Минэкономразвития – рост ВВП на 1,3% в 2019 г. Но есть вероятность, что рост окажется выше, допускал Орешкин.

Пересмотр ВВП на 2019 г. технический – из-за слабого I квартала, говорит Тремасов. Слабый рост в I квартале временный, согласен и Долгин, увеличение бюджетных расходов во втором полугодии 2019 г. должно вернуть ВВП на прогнозную траекторию роста.

Дальнейшая риторика ЦБ о динамике ВВП существенно будет зависеть от эффективности исполнения национальных проектов, подчеркнула Набиуллина.

В среднесрочной перспективе уже можно будет говорить об эффектах от национальных проектов, считает Тремасов, но пока многие сомневаются в их реальном вкладе в рост экономики. Если Центробанк увидит развитие от нацпроектов, он, возможно, пересмотрит прогнозные показатели, но сейчас для этого нет никаких оснований, резюмирует Тремасов.

Национальные проекты могли бы ежегодно добавлять к ВВП только 0,3%, оценивала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Возможно ускорение роста до 1,6% к 2024 г., но это все равно вдвое ниже оценки правительства (3%), предупреждает она.

Национальные проекты пытаются залить деньгами, компенсировать государственным участием отсутствие инвестиционного климата, отметил председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров на Петербургском экономическом форуме, но это временные решения, если говорить о стратегическом пути.