Депутаты предложили сделать бесплатными 10 минут парковки

Кроме того, они выступили за ограничение фиксации нарушений частниками
Андрей Гордеев / Ведомости

Во вторник депутаты-единороссы внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, который позволяет автомобилистам останавливаться на платных парковках бесплатно на 10 минут, а также устанавливает единые требования к камерам фото- и видеофиксации.

Среди авторов законопроекта – председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, депутаты Вячеслав Лысаков (председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»), Виталий Ефимов, Александр Носов, Дмитрий Юрков и Павел Федяев. Сейчас без оплаты на платных парковках можно находиться максимум 5 минут.

Доходы Москвы от платных парковок за пять лет выросли с 2,1 млрд до 5,9 млрд руб. С 15 декабря прошлого года время бесплатной парковки сокращено в 3 раза – с 15 минут до 5, а максимальная цена часа выросла до 380 руб.

В разных городах находиться на платной парковке бесплатно можно разное время, от 5 до 15 минут, логично сделать норму единой, говорит Лысаков. Увеличение бесплатного времени позволит водителям спокойно решить, что делать дальше – высадить пассажиров или выгрузить вещи и уехать либо оплатить стоянку, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Депутаты также предлагают сделать обязательными ГОСТы, регулирующие автоматическую фото- и видеозапись дорожного движения, сейчас это только рекомендации.

Неправильная установка камер, объясняет Лысаков, может привести к существенным искажениям в измерении скорости, и автомобилисту будет ошибочно начислен штраф – а оспорить его практически невозможно. Сейчас, продолжает депутат, камеры порой дают в нагрузку арендаторам – продавцам овощей, так, например, действует правительство Московской области: приборы устанавливаются непрофессионалами среди лотков с помидорами. «До такого абсурда мы дошли!» – восклицает Лысаков.

Представитель подмосковного правительства не ответил на запрос «Ведомостей».

Частная компания может заключить контракт с регионом, установить камеры и получать фиксированный платеж с каждого штрафа. Цена камеры – 700 000–800 000 руб. Штрафы идут в региональный бюджет, регион может тратить эти деньги на ремонт дорог.

Упорядочивание фото- и видеофиксации, по мнению Лысакова, автомобилистам поможет даже больше, чем 10 минут бесплатной парковки. «Ни разу не платил за парковку, как и многие россияне, хотя сам за рулем, – а под камеры я попадаю, плачу штрафы, как обычные граждане», – сетует Лысаков. В пределах страны некорректная работа камер приводит к миллиардным штрафам, ужасается он.

Автомобилисты жалуются на работу камер, убедился корреспондент «Ведомостей» в нескольких регионах страны, часть водителей такси уверены, что власти устанавливают камеры для собственного обогащения. Зачастую установку камер фото- и видеофиксации регионы проводят по концессии, передавая оснащение в руки частных инвесторов. Бороться с частными контрактами на фото- и видеофиксацию обещал зампред правительства, куратор транспортной отрасли Максим Акимов. В интервью РБК он заявил, что система фиксации нарушений на автодорогах может стать полностью государственной в ближайшие 5–6 лет. Правительство инициирует пересмотр существующих схем концессий, говорил Акимов, обещая учитывать при этом интересы концессионеров. «Сейчас камера – это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят, – говорил вице-премьер. – Мы подменяем главный мотив – добиваться, чтобы на этом участке никто не нарушал. А сейчас мотив – добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом».

По словам представителя Акимова, анализ применения технических средств фиксации нарушений ПДД свидетельствует, что они снижают и общее количество происшествий, и тяжесть их последствий. В 2018 г. на автодорогах страны с помощью автоматизированной системы фиксации ликвидировано более 1300 аварийно-опасных участков, утверждает он, но в некоторых регионах, где действуют концессионные соглашения о передвижных комплексах фото- и видеофиксации, у автомобилистов нередко возникают обоснованные вопросы к работе таких систем. Вопросы к таким концессиям, продолжает он, есть и у правоохранительных органов. Минтранс по поручению Максима Акимова проводит всесторонний анализ эффективности таких гражданско-правовых отношений, сообщает представитель вице-премьера, по завершении которого можно будет говорить, как сделать государственно-частное партнерство в сфере безопасности дорожного движения более эффективным и максимально прозрачным. Одновременно Минтранс разрабатывает методику, где могут быть размещены камеры фото- и видеофиксации, планируется утвердить ее не позднее ноября, заключает представитель Акимова.

Представитель департамента транспорта Москвы заявил, что считает действующие правила парковки в Москве оптимальными, и подчеркнул, что авторы законопроекта не обращались к правительству Москвы за актуальной информацией и статистикой. «Мы считаем, что у городов должно быть больше самостоятельности, но если законопроект будет принят, мы безоговорочно выполним все требования», – заверил он.

Представитель Минтранса сообщил, что документ пока официально не поступил в министерство, поэтому оценить законотворчество депутатов он пока не может.

Во всем мире время бесплатной парковки – вопрос муниципального регулирования, а не политической дискуссии, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.