Часть ведомств просят вывести их из-под действия регуляторной гильотины

Бизнес считает, что механизм должен распространяться на всех
Ведомства попросили не сокращать их возможности контроля/ Максим Стулов / Ведомости

Число требований, которые контролеры предъявляют бизнесу во время проверок, необоснованно завышено, признал в январе премьер-министр Дмитрий Медведев. И предложил провести регуляторную гильотину – проанализировать все требования контролеров и необоснованные отменить.

Всего в России действует около 2 млн видов требований и 221 вид контроля. Регуляторная гильотина позволит сократить число требований вдвое, оценивал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Чтобы ее провести, Медведев поручил руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко составить список министерств и контрольных ведомств, нормативные акты которых пройдут гильотину.

Но 12 ведомств обратились в правительство с просьбой вывести их из-под гильотины, рассказывает федеральный чиновник. Это три министерства – Минюст, Минфин и Минпромторг – и девять контрольных органов – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ФСБ, Росгвардия, Росфинмониторинг, Росздравнадзор, Ростехнадзор, ФНС, ФАС и Росалкогольрегулирование, говорится в повестке заседания к совещанию у Чуйченко по этой теме («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили сотрудник аппарата правительства и два участника совещания). Совещание прошло в среду, в том числе с участием представителей бизнес-ассоциаций.

Некоторые ведомства мотивировали просьбу вывести их из-под гильотины отсутствием к ним претензий бизнеса, рассказывает чиновник. А самым частым аргументом было то, что законодательство только принято, проверки по нему еще не начались и практика правоприменения не сформировалась. Но аргументом это быть не может, уверяет чиновник: меняются подходы к контрольно-надзорной деятельности и ее принципы. «Мы пересматриваем все законодательство, в том числе новое», – говорит чиновник. Подготовленный закон станет фундаментом этой деятельности, а все, что было до этого, «базируется на других принципах», подчеркивает он.

В попытке ведомств выскочить из-под гильотины нет ничего нового и удивительного, считает директор аналитического центра «Форум» Александр Брагин. Но премьер, объявляя о гильотине, не делал исключений, напоминает он.

Хотя у отдельных контролеров аргументы исключить их из реформы могут быть обоснованными – например, некоторые требования силовиков содержат гостайну, а механизм гильотины подразумевает общественное обсуждение, говорит Брагин. Не ясно и что пересматривать в требованиях Налогового кодекса, по которому работает ФНС, считает он. Но даже недавно принятое законодательство пересматривать стоит – оно новое и быстро пройдет через гильотину, настаивает Брагин.

Точечные исключения будут, говорит чиновник. Например, из-под гильотины может быть выведен лицензионный контроль в сфере производства биомедицинских клеточных продуктов, а также надзор в области атомной энергии, который жестко регулируется стандартами Международного агентства по атомной энергии. Но окончательных решений пока нет, говорят чиновник и два участника встречи в правительстве. Вопрос рассматривался, подтверждает представитель Минфина, но валютный контроль в гильотину включен.

Исключения делать не стоит, настаивает участник встречи в правительстве: требования всех контролеров избыточны. А некоторых даже усиливаются – например, в пивоваренной отрасли. Так, чиновники обсуждают введение реестра производителей пивоваренной продукции и минимальных розничных цен, распространение ЕГАИС на розницу. На усиление такого контроля жалуется «Опора России»: с одной стороны, сокращаются избыточные требования СанПиНов в общепите, с другой – ужесточаются требования к деятельности этих же заведений, которые сами производят пиво, пишет в письме Чуйченко президент «Опоры России» Александр Калинин («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил представитель «Опоры России»). И предлагает обязательно распространить гильотину на Росалкогольрегулирование.

Пока же бизнес в смягчение требований не верит. Реформа контроля обсуждается так давно, что компании относятся к таким инициативам абсолютно равнодушно, рассказывал президент группы компаний «Диана» Дмитрий Несветов: «Все признают, что требований гигантское количество и их надо отменять, но ничего не происходит».

Еще в октябре 2016 г. Медведев оценивал потери бизнеса из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2018 г. на 20%, а к 2024 г. – на 50%. А президент России Владимир Путин в каждом послании с 2012 по 2016 г. призывал реформировать систему контроля надзорных органов.

Представители Минэкономразвития и всех ведомств, направивших письма в правительство, не ответили на запрос «Ведомостей» в среду вечером.