Почему в Аргентине снова экономический кризис

Страна на протяжении десятилетий не может решить экономические проблемы
Инвесторы боятся прихода популистов к власти в Аргентине / Jorge Silva / Reuters

Президент Аргентины Маурисио Макри обещал покончить с экономическим кризисом, придя к власти в 2015 г. Но спустя четыре года и за месяц до новых президентских выборов страна снова находится на пороге дефолта, ее ВВП снижается, цены стремительно растут, а население скупает доллары, пытаясь сохранить ­сбережения.

За последние 60 лет МВФ уже около 30 раз оказывал финансовую помощь Аргентине, отмечает WSJ. Часто это происходило на условиях жестких бюджетных ограничений, которые страна так же часто нарушала. Всего год назад Буэнос-Айрес договорился с МВФ о новом пакете помощи на рекордные $57 млрд. Но в августе правительство Макри предложило инвесторам реструктурировать долг на $101 млрд, в том числе по уже полученным $44 млрд от МВФ, чтобы Аргентина избежала уже девятого дефолта в своей истории. Крупнейший из них стоимостью $100 млрд произошел в 2001 г.

Средняя инфляция в Аргентине с 1944 г. равна 196,8%, по данным Национального института статистики и переписи населения. Из 61 председателя ЦБ Аргентины лишь один до конца проработал на своем посту (еще в 1940-х гг.). «Похоже, Аргентина не может порвать со своей историей», – цитирует WSJ местного экономиста Даниэля Маркса.

Главная проблема Аргентины – хронический бюджетный дефицит – почти каждый год с середины XX в., когда президентом стал Хуан Доминго Перон. До этого он был военным атташе в Италии времен Муссолини, и ему понравилось, как государство контролирует общество. Его реформы были направлены на национализацию и повышение уровня жизни с помощью субсидий и роста зарплат. Но протекционизм сделал аргентинские компании неэффективными, а вместе с зарплатами росла и инфляция.

Обычно Аргентина справляется с бюджетным дефицитом, печатая деньги или активно занимая доллары за границей, что ускоряет инфляцию. Страна экспортирует в основном сельскохозяйственную продукцию, поэтому она зарабатывает мало твердой валюты и ей трудно возвращать долги.

Когда в 2003–2015 гг. президентами были перонисты Нестор Киршнер и его супруга Кристина Фернандес де Киршнер, цены на электроэнергию в Аргентине были одними из самых низких в мире, а правительство потратило $1,3 млрд на бесплатную трансляцию футбольных матчей, отмечает WSJ. Макри стал сокращать государственные расходы, но и при нем бюджетный дефицит в среднем был около 5% ВВП. Поэтому Макри пришлось активно занимать за границей. В результате за годы его президентства курс песо снизился с 9,8 до 57,2 песо/$, а годовая инфляция достигла примерно 50%.

Чтобы не допустить оттока капитала и остановить снижение валютных резервов, Макри в начале сентября ввел меры валютного контроля. Экспортеры теперь обязаны репатриировать прибыль, компании, желающие приобрести доллары, должны получить разрешение властей, а люди могут покупать не более $10 000 в месяц. На черном рынке курс песо к доллару примерно на 15% ниже официального, пишет FT. Из-за этого рынок фьючерсов на аргентинский песо, которые используются для хеджирования валютных рисков, фактически перестал функционировать. «Официальный курс лишился доверия» инвесторов, приводит издание слова Вальтера Штеппельверта из Portfolio Personal Inversiones.

Даже сбережения в долларах не всегда бывают надежными. После дефолта 2001 г. правительство забрало хранившиеся на банковских вкладах доллары, конвертировав их в песо или вернув в виде гособлигаций. Поэтому некоторые аргентинцы сейчас забирают долларовые вклады, пишет WSJ. По оценкам экономистов, жители страны хранят дома или в банковских ячейках от $70 млрд до $150 млрд. Еще у них есть активы на $500 млрд за границей, утверждает бывший замминистра финансов Орландо Ферререс.

В середине августа Макри с большим отрывом проиграл президентские праймериз перонисту Альберто Фернандесу, союзнику бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер. Инвесторы стали бояться возвращения популистов, из-за чего и произошел обвал песо, курс которого к концу августа упал на 23%.

Фернандес пообещал отменить рыночные реформы Макри и непопулярные меры жесткой экономии. Он планирует пойти по пути Перона – стимулировать экономику, увеличив зарплаты и пенсии. «Чтобы выйти из этого цикла, необходимо подстегнуть потребление, и я не буду спрашивать у МВФ разрешения на это», – сказал Фернандес WSJ в конце августа. При этом он настаивает, что постарается придерживаться сбалансированного бюджета. А на встрече с инвесторами в Испании в начале сентября Фернандес пообещал предотвратить дефолт в случае победы на президентских выборах 27 октября.

В интервью WSJ также Фернандес выразил недоумение, почему инвесторы предпочитают Макри: «Его правительство нанесло Аргентине такой же урон, как в 2001 г.: дефолт, истощение валютных резервов, резкая девальвация песо, рост бедности... Поразительно, почему мир верит в Макри».