Деловая активность в России упала до десятилетнего минимума

Снижение деловой активности в российской промышленности идет пятый месяц подряд
Андрей Гордеев / Ведомости

Индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях России в сентябре опустился до 46,3 п. – против 49,1 п. в августе, сообщила IHS Markit, компания, которая публикует эти индексы на основе опроса специалистов по закупкам в компаниях. Это максимальное ухудшение рыночной конъюнктуры за последние десять лет, констатирует Markit. В частности, PMI снизился из-за того, что и производство, и новые заказы стали сокращаться быстрей: так быстро показатели не падали с апреля 2009 г.

Опрошенные IHS Markit компании пояснили, что число новых заказов снизилось из-за вялого спроса, трудностей с привлечением новых клиентов, а также максимального за три года сокращения экспортных заказов.

Снижение деловой активности в российской промышленности наблюдается пятый месяц подряд. В апреле PMI обрабатывающих отраслей России составлял 51,8 п., в мае – 49,8 п., в июне – 48,6 п., в июле – 49,3 п., в августе – 49,1 п. Последнее квартальное среднее значение показателя IHS Markit фиксировала на уровне 48,2 п. во II квартале 2015 г.

Значение выше 50 пунктов говорит о росте деловой активности, ниже – о падении.

Численность рабочих мест сократилась более быстрыми темпами, говорится в исследовании Markit. Причина – снижение производственных потребностей и оптимизация расходов компаний. Деловые ожидания упали до минимума с декабря 2017 г. Но давление на цены, согласно исследованию, осталось относительно умеренным, отпускные цены выросли незначительно.

Снижение производственных потребностей привело к сокращению закупочной активности и, как следствие, резкому сокращению остатков сырья и материалов. Падение новых заказов привело к сокращению запасов готовой продукции.

В сентябре инфляционное давление исторически слабое. «Более благоприятный обменный курс рубля частично остановил рост затрат», – констатирует IHS Markit. Отпускные цены выросли, но из-за усиления конкуренции – незначительно.

«Скрытое инфляционное давление, снижение внутреннего спроса и глобальное замедление производства – на все эти факторы указывал ЦБ, когда объяснял недавно причины понижения ключевой ставки. Мы ожидаем дальнейшего снижения ключевой ставки в 2020 г.», – приводится в исследовании комментарий экономиста IHS Markit Шиана Джонса.

В Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ) падение PMI назвали неожиданным. Представитель фонда отметил, что на таком фоне падение деловых ожиданий представителей компаний из обрабатывающих отраслей до минимума с конца 2017 г. выглядит даже позитивно.

В основе этих данных опрос около 300 производителей, в то время как Росстат опрашивает 3700 добывающих и обрабатывающих компаний, обращают внимание в РФПИ. «Последний индекс с учетом сезонных колебаний в сентябре вырос (с -2,6 до -2 пунктов) до самого высокого уровня с января этого года, что предполагает умеренное улучшение деловой среды, а не ухудшение. Учитывая резкое расхождение между секторами в тенденциях промышленного производства, которые мы наблюдали в течение нескольких месяцев, «узкий фокус» производственного опроса PMI не является полностью репрезентативным для всего сектора», – отмечает представитель РФПИ.