Бизнес и чиновники не могут договориться о выбросах парниковых газов

Нужный для выполнения Парижского соглашения законопроект хотят обсудить сразу с двумя вице-премьерами
Евгений Разумный / Ведомости

Законопроект, который должен приблизить Россию к выполнению Парижских соглашений, вызвал критику бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициировал даже совещание в правительстве, чтобы убедить принять законопроект в варианте, устраивающем бизнес, рассказал «Ведомостям» сотрудник РСПП.

На следующей неделе в правительстве действительно запланировано обсуждение законопроекта Минэкономразвития о регулировании парниковых газов на совещании у профильных вице-премьеров Дмитрия Козака и Алексея Гордеева, рассказал «Ведомостям» один из возможных участников совещания и подтвердил федеральный чиновник. В планах такое совещание есть, подтвердили представители Козака и Минэкономразвития. Представитель секретариата Гордеева не комментирует повестку, его коллега из РСПП не ответил на запрос «Ведомостей».

Сейчас Россия занимает 4-е место в мире по выбросам парниковых газов, говорил ранее Гордеев. К 2030 г. она должна снизить их на 30% к уровню 1990 г.

Минэкономразвития разрабатывает законопроект с 2017 г., обновленную версию оно направило в правительство в начале сентября. Министерство хочет обязать крупные промышленные и энергетические компании вести мониторинг выбросов, определить целевые показатели их сокращения и ввести сборы за их превышение. Сборы могут быть введены спустя пять лет после принятия закона, но только для некоторых отраслей, уточнял представитель Минэкономразвития, не исключено, что таких секторов не окажется вовсе. В 2017 г. выбросы увеличились на 2,8%, указывает в пояснительной записке к законопроекту министерство: больше всего их приходится на нефтегазовый сектор, за ним следуют черная металлургия, химическая промышленность и энергетика.

Но отраслевые министерства и крупный бизнес против введения сборов. Бизнес постарается убедить правительство принять законопроект без целевых показателей и квот на выбросы, торговли квотами, штрафов за превышение показателей, рассказывает сотрудник РСПП, иначе могут вырасти тарифы и ускориться инфляция.

Устанавливать целевые показатели выбросов для отдельных отраслей бессмысленно, это предполагает попросту сокращение производства, продолжает сотрудник промышленной компании: проще сократить выпуск какой-то продукции, чем соответствовать целевому показателю по выбросам. Акцент должен быть не на целевое сокращение выбросов определенных элементов, а на повышение энергоэффективности промышленности, считает он.

Особую озабоченность вызывает перспектива создания Фонда поддержки реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и по увеличению поглощения парниковых газов, отмечает представитель крупной российской компании ТЭК. Это показывает, что Минэкономразвития больше интересует создание нового крупного денежного потока, а не влияние дополнительных сборов на экономику, считает он.

Проект закона обязывает организации, выбросы которых превышают 150 000 т СО2-эквивалента в год, вести обязательный мониторинг выбросов. Это эквивалент 50 000 т угля или 25 МВт годовой мощности – показатели довольно средних по размеру предприятий, которых много, обращает внимание старший директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Это риски для инвестиционной активности промышленных предприятий, отмечал представитель Минпромторга. Нужно брать в расчет особенности национальных экономик, структуры экспорта и импорта, поддерживал представитель Минэнерго, иначе введение сбора может повысить финансовую нагрузку на реальный сектор, увеличить стоимость экспортируемых энергоресурсов. Расти налоговая нагрузка не будет, но может перераспределяться в пользу климата, обещал министр экономического развития Максим Орешкин.

То, что принятие законопроекта о сокращении выбросов парниковых газов буксует, – это проблема, считает менеджер по корпоративному управлению и устойчивому развитию KPMG Владимир Лукин. Россия взяла на себя обязательства, присоединилась к международному Парижскому соглашению, но внутри страны не существует юридического определения объекта этих обязательств – парниковых газов, объясняет он. А это значит, что нет инструментов управления выполнением этих обязательств. Это риски с точки зрения государственного управления, говорит Лукин.

Регулирование, которое предлагает Минэкономразвития, направлено на то, чтобы сделать бизнес более энергоэффективным, мотивировать его внедрять новые технологии, говорит директор программы «Климат и энергетика» WWF Алексей Кокорин, если бы вопрос касался просто сокращения выбросов, то законопроект бы вообще никто не разрабатывал. К тому же закон должен помочь международному бизнесу, от которого уже сейчас требуют государственно подтвержденной отчетности о выбросах, отмечает Лукин.

Если установить разумные квоты и наладить торговлю невыработанным углекислым газом, то это может стимулировать бизнес увеличивать энергоэффективность, уверен Худалов. Схема, которую предлагает Минэкономразвития, напоминает действующую систему ЕС: там устанавливаются квоты за выбросы, превышение которых требует уплаты налога, поэтому крупные промышленные компании вынуждены покупать дополнительные квоты на выбросы. Схема удобная, продолжает эксперт, но только если бесплатные квоты будут установлены примерно на уровне 70–75% от общих выбросов 1990 г.