Власти готовы нарушить бюджетное правило ради Арктики

Деньги могут пойти на субсидии и налоговые льготы нефтегазовым компаниям
Освоение Арктики дорого обойдется бюджету /Артем Геодакян / ТАСС

В четверг чиновники договорились, как развивать Арктику, пообещав бизнесу беспрецедентные льготы для добычи нефти и газа. Законопроект о поддержке освоения региона был согласован в четверг на совещании у первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, рассказал вице-премьер Юрий Трутнев. Были в целом определены меры поддержки проектов в арктической зоне, подтверждает представитель Минфина.

Где взять деньги в бюджете, чиновникам еще предстоит договориться. Обсуждаются разные варианты использования нефтегазовых сверхдоходов, которые бюджет получает при цене нефти Urals выше $40 (ежегодно она индексируется) и откладывает в фонде национального благосостояния (ФНБ). Один из них – не зачислять в ФНБ сверхдоходы от одного крупного месторождения, говорят два федеральных чиновника, не называя его. Может быть использована половина сверхдоходов от этого месторождения, отмечает знакомый участника совещания. Еще один федеральный чиновник знает о более радикальном способе найти деньги – повысить цену отсечения бюджетного правила. Цена отсечения меняться не будет, утверждает высокопоставленный чиновник.

Оба варианта – прямое нарушение правила и означают фактическое повышение цены отсечения, говорит один из чиновников. Это шаг назад и увеличение зависимости экономики от нефтяного рынка, риски для макроэкономики вырастут, сетует другой чиновник. До сих пор российские власти, например премьер Дмитрий Медведев, называли макроэкономическую стабильность среди ключевых своих достижений.

Принятия законопроекта об освоении Арктики добивался главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. От преференций зависит судьба проекта «Восток ойл» «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. Совместная компания может объединить Пайяхское месторождение «Нефтегазхолдинга», Лодочное, Тагульское, Ванкорское, восточнотаймырские месторождения «Роснефти» и ее совместный проект с ВР «Ермак нефтегаз». По подсчетам KPMG, налоговые преференции «Восток ойла» в июльской версии законопроекта могли стоить бюджету 2,6 трлн руб. за 30 лет.

Во сколько льготы обойдутся бюджету, правительство не оценивало, признался Трутнев. Только по проектам «Роснефти» выпадающие доходы составят 60–70 млрд руб. в год.

На совещании обсуждались субсидии компаниям, вкладывающимся в инфраструктуру в регионе, а также льготы нефтяным и газовым проектам в зависимости от места добычи, рассказал Трутнев. Для проектов по добыче нефти на континентальном шельфе ставка НДПИ будет обнулена с момента выработанности проекта на 1%, затем она начнет расти до полноценной ставки. Регионы смогут снижать до 0% региональную часть налога на прибыль, а также налоги на имущество и землю. Также компании получат налоговый вычет – 50% инвестиций в поиск, оценку и разведку запасов. Окончательного решения о вычете еще нет – Минфин предложил ограничить льготу, например, предельной суммой, сказал Трутнев.

Для нефтяных месторождений на суше в Арктике предлагается ввести нулевой НДПИ, как только их выработанность достигнет 1%. После этого НДПИ начнет расти, и в конечном итоге месторождения будут переведены на налог на добавленный доход (НДД), который в отличие от НДПИ зависит от финансового результата проекта. К этой группе относятся месторождения, которые могут войти в «Восток ойл». Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.

Льготы получат и компании на лицензионных участках в Арктике, которые должны стать ресурсной базой для развития российского производства сжиженного природного газа (СПГ). Правительство готово освободить их от уплаты НДПИ на 12 лет с момента начала производства СПГ. Лицензии на все перечисленные Трутневым проекты принадлежат «Новатэку». «Это хороший набор льгот, который поможет проектам», – прокомментировал председатель правления компании Леонид Михельсон. Льготы могут получить и два газохимических проекта, заявленные «Газпром нефтью» и «Лукойлом», сообщил Трутнев.

Новые проекты в Арктике должны компенсировать падение добычи на зрелых месторождениях, а возможно, и позволят нарастить добычу, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко, но окупаемость проектов будет зависеть от цены на нефть. Даже при льготах многие проекты могут быть нерентабельными, уверенность скорее есть только в СПГ-проектах, согласен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Денег в ФНБ достаточно, чтобы его хватило для поддержки бюджета на 4 года при цене нефти даже ниже $15/барр., а освоение региона принесет огромную выгоду, настаивает человек, близкий к одному из участников совещания: вырастет спрос на промышленную продукцию.

Но оба варианта использования дополнительных нефтегазовых доходов прямо нарушают бюджетное правило, увеличивают зависимость рубля и всей экономики от цен на нефть, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, решение противоречит задаче диверсифицировать экономику и увеличивает риски для бюджета в случае падения цен на нефть.

Менять бюджетное правило ради коммерческих проектов неправильно, считает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Если власти направят доходы одного месторождения на поддержку других, то нарушат основной принцип бюджета – доходы не должны окрашиваться, предупреждает она. Совершенно не ясны приоритеты властей – на более важные задачи денег нет (например, индексацию пенсий работающим пенсионерам – 368 млрд руб.), зато ради нефтяников власти готовы нарушить бюджетные принципы, заключает она.

Найти дополнительные средства на льготы можно увеличив займы или изменив бюджетное правило, говорит еще один федеральный чиновник. Но оба варианта плохие, изменение цены повысит уязвимость бюджета к цене на нефть, а займы — к конъюнктуре рынков, рассуждает он. Но лучше увеличить займы, если такие расходы в итоге приведут к росту доходов бюджета, долговая нагрузка останется неизменной, заключает чиновник.

Власти уже ввели более десятка льготных категорий месторождений за последние несколько лет. С 2013 г. доля льготируемой добычи нефти выросла с 26,7 до 49,8% в 2018 г., а в I квартале 2019 г. превысила 56%, писал Минфин в Основных направлениях бюджетной политики. К 2033 г. до 90,4% нефти будет добыто с месторождений, имеющих льготу по НДПИ, – такие данные содержались в презентации директора департамента налоговой политики Минфина Алексея Сазанова, с которой он выступал в сентябре: бюджет будет недополучать по 2,3 трлн руб. в год против 1,1 трлн в 2018 г.