Зачем Мишустин хочет реформировать систему социальной поддержки

Сейчас государство тратит на нее триллионы рублей, но бедным это помогает плохо
До рекорда Владимира Путина новому премьеру не хватило всего девяти голосов депутатов. Зато против Михаила Мишустина (на фото справа) не проголосовал никто – такое случилось впервые в истории/ Евгений Разумный / Ведомости/ Ведомости

Михаил Мишустин стал премьер-министром России. Согласие на его назначение дали 383 депутата – это второй результат в российской истории после Владимира Путина (392 голоса в 2008 г.). Причем впервые в истории против кандидата в премьеры не проголосовал никто (фракция КПРФ воздержалась). После этого президент подписал указ о назначении Мишустина главой правительства.

Первое конкретное программное заявление, которое сделал Мишустин в Госдуме, – социальные льготы и выплаты должны быть адресными. Существует огромное количество льгот и тяжело понять, как они расходуются, так как в России нет заявительного принципа предоставления помощи, льготы распределяются автоматически, объяснял Мишустин. Нужно сделать социальную помощь адресной и рассчитывать ее по домохозяйству, предложил он: можно рассчитать федеральную формулу бедности, затем рассчитать ее для каждого региона, а потом довести помощь до конечного потребителя через социальные контракты.

Помочь провести реформу должен единый реестр населения, сказал Мишустин. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении в сентябре и предусматривает создание единой базы данных по всем гражданам, а также иностранцам, живущим или работающим в России. С помощью реестра можно «сформировать семью и ее доходы», отметил Мишустин: «Считаю, что сможем выполнить эту работу за два года».

О необходимости реформирования нынешней неэффективной системы соцподдержки эксперты говорят уже давно. Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП (т. е. около 2,5 трлн руб.) – больше, чем другие страны с переходной экономикой. По числу выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, отмечали эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью: из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах самых бедных в среднем по регионам не превышает 2%. Из малоимущих соцподдержку получают 84%, а всего в том или ином виде помощь выделяется 65% россиян. «Пока нашу систему нельзя назвать адресной», – констатирует директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова.

В России для нуждающихся действует более 98 различных пособий и соцвыплат, писали эксперты РАНХиГС. Многие регионы уже пытались определять наиболее нуждающихся на основе доходов – личных или домохозяйств. Но хоть каким-то ростом пособий и соцвыплат это обернулось лишь в 34% программ. А более чем на 15% увеличить пособия получилось только в 8% программ. Для 59% пособий отсев на основе доходов не сказался на размере помощи, а в 7% привел к ее сокращению.

Об адресной поддержке бедных накануне в послании Федеральному собранию говорил и президент Владимир Путин. Он анонсировал ряд выплат, которые будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека, «т. е. действительно со сложной, очень сложной ситуацией».

Адресная поддержка – лучший способ помочь бедным, неоднократно говорил директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. Есть надежда, что новое правительство сможет наладить обмен данными между ведомствами о доходах, имуществе и составе домохозяйств, отмечает он. Чтобы следить не только за зарплатами, но и за социальными выплатами, нужно подключить обмен данными с Пенсионным фондом, добавляет Овчарова. Это будет информационной основой, благодаря которой можно понять, кто действительно бедный, а кто – нет, объясняет Назаров. Если адресно будут поддерживаться именно бедные и в первую очередь – семьи с детьми, это будет результативно, считает Овчарова.

Но важно сравнивать доходы на человека не с прожиточным минимумом, который в России на уровне минимума физиологического выживания, а с двумя-тремя, замечает профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Для оценки стоит учитывать все доходы домохозяйства и все имущество, с которого платятся налоги, говорит Назаров. Причем последнее нужно оценивать исходя из среднего норматива или стоимости по региону, чтобы мать-одиночку с однокомнатной квартирой в Москве не пришлось сравнивать с обладателем шикарного дома в другом регионе. И наоборот, если семья арендует жилье, то расходы на него тоже по определенным нормативам нужно вычитать, перед тем как оценивать достаточность ее доходов. Такая мера заодно сподвигнет людей арендовать вбелую, уверен Назаров.

При этом необходимо решить, кого объединять в домохозяйства, подчеркивает Овчарова. Под домохозяйством надо понимать людей, живущих вместе: если у человека богатые родители, но он живет самостоятельно, не получая от них деньги (что можно проверить по банковским переводам), то его нужно оценивать отдельно, считает Назаров. Но часто члены семьи зарегистрированы в разных местах: например, ребенка прописывают у бабушки. Поэтому в адресных программах лучше брать семью как переменную и использовать разный состав для разных нужд – технически такое возможно, ­говорит Овчарова.

Подход сам по себе не новый, часть льгот и сейчас получают малообеспеченные, просто добавится автоматизированная система контроля, скептичен Сафонов. Это существенно улучшит положение большого количества людей, но проблему бедности не решит, полагает он. По-настоящему бороться с бедностью можно, только увеличивая зарплаты (это можно сделать, увеличив МРОТ как минимум до 1,6 прожиточного минимума, сокращая серый сектор с низкими зарплатами) и снижая расходы (например, за счет введения бесплатного горячего питания в начальной школе, которое анонсировал президент в послании).

Дальше государство может начать собирать данные и по расходам, чтобы сопоставлять их с доходами, полагает Сафонов. Это более сложная система, которая требует расчетов нормального соотношения доходов и расходов, замечает он, но за два года можно успеть ввести и это.

Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей», его коллега из Минфина сказал, что Мишустину скоро представят доклад о финансировании мер поддержки. Представитель Минтруда сообщил, что ведомство приступило к работе над мерами, перечисленными в послании президента.