Европа усиливает стимулирование экономики

ЕЦБ и Германия приняли дополнительные меры на сотни миллиардов евро
Reuters

Европейский центральный банк решил расширить программу покупки облигаций на 600 млрд евро до 1,35 трлн евро ($1,52 трлн) ради поддержки экономики еврозоны на фоне пандемии коронавируса. Срок действия программы, которая должна была закончиться в конце года, продлен до июня 2021 г. Также ЕЦБ пообещал реинвестировать доходы от облигаций как минимум до конца 2022 г.

Процентные ставки на заседании 4 июня ЕЦБ менять не стал. Ставка рефинансирования осталась равна 0%, по маржинальным кредитам – 0,25%, по депозитам – минус 0,5%.

Из-за последствий пандемии Европе грозит самая глубокая рецессия со времен Второй мировой войны. По прогнозам ЕЦБ, экономика еврозоны сократится на 8,7% в 2020 г., после чего вырастет на 5,2% в 2021 г. и на 3,3% в 2022 г. Это намного хуже мартовского прогноза, когда центробанк ожидал роста ВВП в этом году на 0,8%.

Инфляция может составить 0,3% в 2020 г., 0,8% в 2021 г. и 1,3% в 2022 г., что значительно ниже целевого значения ЕЦБ на уровне почти 2%. Все прогнозы будут зависеть от продолжительности пандемии и эффективности принимаемых мер, отметила на пресс-конференции президент ЕЦБ Кристин Лагард.

Решение ЕЦБ об увеличении денежного стимулирования превзошло ожидания. После объявления курс евро к доллару вырос на 0,3%, а доходности гособлигаций южноевропейских стран снизились. Так, доходность 10-летних бондов Италии опустилась с 1,599 до 1,399%, минимума с конца марта. Доходности облигаций снижаются, когда их стоимость растет, и наоборот. 

ЕЦБ решил сыграть на опережение, считают многие аналитики. Но стратеги ABN Amro не исключают, что центробанку придется позднее в этом году снова расширить программу покупки активов. «ЕЦБ купил себе немного времени, но давление неизбежно продолжит расти», – утверждает экономист IHS Markit Кеннет Уоттрет (цитата по Financial Times).

Вместе с денежным стимулированием от центробанка правительства предлагают фискальные меры. Правящая коалиция Германии договорилась о плане поддержки экономики в размере 130 млрд евро. Среди них разовые выплаты семьям по 300 евро на каждого ребенка и снижение НДС с 19 до 16% во второй половине 2020 г. Кроме того, государство окажет финансовую помощь бизнесу из наиболее пострадавших отраслей и муниципалитетам.

Общий размер принятых Германией с начала пандемии мер достиг 1,3 трлн евро. Это намного больше, чем в любой другой европейской стране, и соответствует 51,9% ее прошлогоднего ВВП, по оценкам Bruegel. Даже без учета последнего пакета Германия была в лидерах еврозоны, отметило агентство Fitch: меры прямой фискальной поддержки составляли 8% ВВП, а дополнительной, включая госгарантии, – 23,8%.

Примечателен не только размер стимулирования, но и тот факт, что немецкое правительство кардинально изменило отношение к фискальной политике, отмечает экономист ING Карстен Бржески. «Раньше оно было чемпионом по жесткой экономии, а теперь стало тратить по-крупному – несколько месяцев назад такое почти невозможно было представить», – написал он в отчете.

Главный спор внутри правящей коалиции при обсуждении нового пакета мер был связан с их целью – сохранить рабочие места или повысить потребление, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на знакомого с ходом переговоров человека. Хотя Германия не вводила очень строгих карантинных ограничений (предприятия могли продолжать работу) и уже значительно смягчила их, пандемия сильно ударила и по ее экономике. Частные расходы в стране в этом году могут опуститься до минимума с 1992 г., по оценкам аналитиков DZ Bank. Безработица в мае выросла до 6,3%, максимума с 2016 г., согласно Федеральному агентству занятости Германии.

В целом по ЕС безработица увеличилась в апреле до 6,6%, а в еврозоне – до 7,3%, по данным Евростата. Этот результат оказался лучше прогнозов аналитиков, опрошенных Reuters. Они ожидали роста безработицы в еврозоне до 8,2%. По сравнению с мартом, когда страны начали вводить ограничения ради борьбы с коронавирусом, она увеличилась лишь на 0,2 процентного пункта. Это намного лучше, чем в США, где за пособиями по безработице за 11 недель обратились около 42 млн человек. Отчасти это связано с тем, что европейские власти стали помогать работодателям выплачивать зарплаты сотрудникам с целью предотвратить сокращения.