Экономика замерла в ожидании второй волны пандемии

Деловая активность российских предприятий перестала расти
Теперь судьба большинства малых и средних российских компаний зависит от того, насколько сильной окажется вторая волна пандемии и насколько строгие карантинные меры решатся ввести власти/ Reuters

Индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемый Росстатом и отражающий обобщенное состояние деловой активности крупных и средних предприятий, в сентябре практически не изменился по сравнению с августом. В обработке он составил минус 5,6% против минус 5,7% в августе, в добыче полезных ископаемых – минус 3,9% против минус 3,1%. Для сравнения: в августе по отношению к июлю индекс в добыче улучшился на 2,2%, в обработке – на 0,7%.

Производственные мощности в добыче полезных ископаемых в сентябре были в среднем загружены на 64%, в обрабатывающих производствах – на 63%, как и в августе. Благоприятной экономическую ситуацию в своей компании в добывающих и обрабатывающих производствах в сентябре называли лишь 9% руководителей, что не отличается от результатов опроса за предыдущий месяц.

При этом в сентябре руководители компаний с большим пессимизмом оценивали свои перспективы на ближайшие ­полгода. Улучшения экономической ситуации в обрабатывающих производствах ждали 24% против 26% в августе. Среди факторов, ограничивающих рост ­производства, респонденты называют неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке и высокий уровень налогообложения.

Выводы Росстата подтверждают аналитики Банка России. «В августе деловая активность в экономике стала замедляться. Это произошло в основном за счет отраслей, ориентированных на внутреннее потребление домохозяйств», – отмечается в очередном выпуске информационно-аналитического комментария «Экономика», подготовленного департаментом денежно-кредитной политики ЦБ. «В августе потребление уже не росло так сильно, как в начале лета, сокращение занятости ускорилось, оборот розничной торговли снизился по сравнению с предыдущим месяцем, выпуск в обрабатывающих производствах остался на уровне июля», – констатируют его авторы.

«По оценкам Института экономики роста им. П. А. Столыпина, в случае повторного введения ограничительных мероприятий, вызванных второй волной пандемии, доходы населения в годовом выражении могут сократиться на 10–12%, а значит, вновь пострадают секторы, ориентированные на потребительский спрос», – заявила «Ведомостям» руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. «Бизнес и потребители предпочитают экономить в ожидании новых ограничений, которые уже на подходе. А поскольку никаких новых пакетов помощи населению и предприятиям не предвидится, прогнозы на конец года довольно пессимистичные», – добавляет сопредседатель Партии роста, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган.

Теперь судьба большинства малых и средних российских компаний зависит от того, насколько сильной окажется вторая волна пандемии и насколько строгие карантинные меры решатся ввести власти. «Если вернутся меры социальной изоляции, работа из дома и дистанционное обучение, то параметры розничных продаж рухнут, а под их завалами окажется до 70% мелких магазинов и ритейла вообще», – считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. Выживут только те, кто успешно отладил формат онлайна или слишком большой, чтобы уйти с рынка. Параллельно упадет и промпроизводство, поскольку спрос на продукцию будет вялым, а копить товары на складах дорого и бессмысленно.

Особенно сильно может просесть сектор товаров для дома (все, что нужно, уже куплено, остальное – излишество), сезонной одежды и обуви, сезонных спортивных товаров. Львиная доля фитнес-клубов, караоке, детских досуговых центров, ресторанов, рассчитанных на поток клиентов, и торговых центров не выживет – после первой волны остались самые стойкие. «Сектор услуг уже сейчас претерпел серьезные перемены, но вторая волна ограничений его попросту добьет, здесь выжило примерно 65% организаций, а по итогам останется половина», – прогнозирует Бодрова.