IT-бизнес начинает налоговый маневр

Для небольших компаний выгоды от него могут быть несопоставимы с затратами
Новации были встречены бизнесом с определенной настороженностью/ Андрей Гордеев / Ведомости

C 1 января 2021 г. вступит в силу пакет налоговых льгот для российских IT-компаний. В результате, как заявил в одном из выступлений президент Владимир Путин, налоговая нагрузка на них окажется одной из самых низких в мире. Налоговый маневр в IT кажется нужным и важным, однако запоздавшим.

Российские программисты и другие специалисты сферы высоких технологий уже давно и высоко котируются на мировом рынке, IT-компании заняли свои места на рынках программных продуктов, международная инфраструктура в этой отрасли, включающая в том числе технологические, образовательные и финансовые сегменты, вполне сложившаяся. В этих условиях только налоговые стимулы могут оказаться уже недостаточными. Возможно, поэтому новации были встречены бизнесом с определенной настороженностью.

Однозначно положительную реакцию вызывает снижение ставки налога на прибыль IT-компаний с 20 до 3%. А вот предложение понизить и без того льготную ставку страховых взносов с 14 до 7,6%, чтобы работодатели в IT-сфере могли платить специалистам более высокую зарплату, воспринято бизнесом пока неоднозначно: есть ограничения по составу доходов и численности персонала, которые могут значительно ограничить круг лиц, имеющих право на эту льготу.

Еще более сомнительным выглядит маневр по льготированию НДС: все иностранные компании и посредники, распространяющие в России иностранное ПО и базы данных, продолжат платить НДС, в то время как российские производители ПО от НДС будут освобождены. Однако для получения этой льготы компании нужно войти в реестр отечественных производителей, а также внести в аналогичный реестр свои продукты. Для небольших компаний затраты времени и денег на вхождение в реестры часто оказываются несопоставимыми с получаемой выгодой.

3%

составит ставка налога на прибыль для IT-компаний с нового года

Впрочем, даже при выполнении всех условий вероятность получения компаниями претензий от налоговых органов остается высокой, поскольку многие формулировки закона о налоговом маневре довольно расплывчаты. Минфин и ФНС даже вынуждены были выпустить разъясняющие письма, в которых на конкретных кейсах объяснили, когда новые льготы применять можно, а когда – нет.

Однако юридический статус у ведомственных писем гораздо ниже, чем у Налогового кодекса. Риски разногласий бизнеса с налоговиками остаются, и, похоже, результаты применения налогового маневра в IT-отрасли во многом будут определяться судебной практикой.