СП обнаружила признаки коррупции при строительстве нового шелкового пути
Только в районе Балашихи «Автодор» потерял более 155 млн рублейСроки строительства нового шелкового пути рискуют быть сорванными. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП) в отчете по расходованию средств по международному маршруту Европа – Западный Китай. Проверка также выявила признаки коррупции в ходе работы над некоторыми участками.
Протяженность нового автомобильного маршрута, о появлении которого договорились страны Шанхайской организации сотрудничества в 2014 г., составляет порядка 8500 км, из которых примерно 2300 км проходят по территории России. Предполагается, что время доставки грузов по новой автомагистрали из Китая до западной границы России составит примерно 10 суток – быстрее, чем железной дорогой по Транссибирской магистрали (14 суток). Это откроет новые возможности для развития торговли и сулит России серьезные дополнительные доходы от транзита.
Основной участок дороги длиной 826 км – трасса М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань c обходом Тольятти и мостом через Волгу – должен быть сдан в эксплуатацию не позднее марта 2024 г. Строительство М-12, как подчеркивал премьер-министр Михаил Мишустин летом 2020 г., даст регионам импульс к ускоренному развитию. «Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях составит более 500 млрд руб. к 2050 г., – отмечал он. – Важно, что непосредственно на строительстве будет создано более 30 000 рабочих мест. И еще более 130 000 – в смежных отраслях. Это такие отрасли, как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, сфера услуг и др.».
На 1 октября 2020 г. госкомпания «Автодор» потратила на строительство М-12 более 1,1 млрд руб., или 21% от предусмотренной на год субсидии из федерального бюджета. При этом на участок в обход Тольятти «кассовое исполнение за 2019 г. и девять месяцев 2020 г. отсутствовало», т. е. до сих пор не потрачено ни копейки.
Пока, судя по отчету СП, активнее всего идут работы по подготовке строительства участка трассы в обход Балашихи. Этим «Автодор» занимается с 2017 г. Правда, как выяснила СП, при запланированной длине участка в 21 км подготовительные работы почему-то идут на участке длиной 65,4 км. «Таким образом, госкомпанией с 2017 г. осуществляется подготовка территории строительства обхода Балашихи, протяженность которого не соответствует установленному программой деятельности показателю», – констатируют аудиторы СП.
Но самые интересные открытия аудиторов связаны с выкупом земельных участков под строительство трассы. «ГК «Автодор» с ООО «Тэйк-лук рус» заключено соглашение об изъятии недвижимости, в соответствии с которым правообладателю возмещена стоимость изъятия двух земельных участков общей площадью 36 499 кв. м в сумме 57,9 млн руб., а также произведена компенсация упущенной выгоды в размере 104,3 млн руб.», – отмечает СП. Деньги выплачивались на основании оценки, которую производила компания «Землестрой». Единственный документ, который использовал оценщик при определении компенсации упущенной выгоды, – предоставленный «Тэйк-лук рус» план строительства на этих участках жилья. «Иных документальных подтверждений размера упущенной выгоды в отчете оценщика не приведено», – отмечают аудиторы. К тому же, как выяснила СП, план застройки был нарисован уже после того, как «Автодор» объявил о выкупе земельных участков.
Не внушает доверия и сама «Тэйк-лук рус»: среднесписочная численность сотрудников этой компании – один человек, а размер ее собственных средств – 100 000 руб. Компания была создана в августе 2018 г. – примерно через месяц после принятия решения об изъятии указанных земельных участков – и не имела «компетенций, связанных с жилищным строительством». «Таким образом, указанные факты свидетельствуют о наличии признаков коррупционных правонарушений и возможном причинении ущерба Российской Федерации в размере 104,3 млн руб.», – констатируют аудиторы.
Во втором случае в конце 2018 г. «Автодор» возместил стоимость участка на 66,8 млн руб. Однако, по мнению СП, эта сумма завышена на 54%, или на 36 млн руб. Здесь тоже имеются признаки коррупции, считают аудиторы. По их расчетам, в целом только при подготовке территории строительства обхода Балашихи превышение расходов по сравнению со сметной стоимостью составило 155,3 млн руб. Информацию о выявленных нарушениях СП направила в Генеральную прокуратуру.
Всего объем финансирования дорог, включенных в новый шелковый путь, составляет 655,1 млрд руб. Из них 539,6 млрд руб. – на строительство М-12 и 115,5 млрд руб. – на обход Тольятти. В «Автодоре» отметили, что в 2020 г. было принято и оплачено 47% общего объема работ, предусмотренных на подготовку территории строительства. По словам председателя госкомпании Вячеслава Петушенко, после 1 октября 2020 г. реализация проекта заметно продвинулась. «Контракты все заключены, документация по планировке территории в ноябре утверждена, – заявил он. – С теми рекомендациями, которые нам дает СП, мы активно работаем. К следующей проверке недочеты будут устранены».