Инвестиционный вычет оказался бизнесу не нужен

За девять месяцев прошлого года этой льготой воспользовалось всего 77 компаний
Механизм действия ИНВ построен таким образом, что сначала компания должна осуществить инвестиции и только после этого получить вычет. Но для этого налоговая база по налогу на прибыль должна быть положительной / Андрей Гордеев / Ведомости

В феврале 2019 г. президент дал поручение субъектам Федерации активнее предоставлять инвестиционные вычеты по налогу на прибыль (ИНВ), чтобы стимулировать инвестиции в модернизацию производства. Регионы, которые принимают решение о предоставлении предприятиям ИНВ, могут уменьшить налоговый платеж в региональный бюджет на сумму до 90% расходов на инвестиции в основные средства и в федеральный бюджет на сумму до 10% расходов.

По состоянию на апрель 2020 г. систему ИНВ ввели 60 российских регионов, подсчитали аналитики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). «Лидерами среди регионов по числу налогоплательщиков, получающих ИНВ, являются Ростовская и Новосибирская области, при этом они показывают хорошую динамику, – отмечается в отчете НИФИ. – Например, в 2019 г. в Ростовской области было девять компаний, получающих ИНВ, по итогам первых девяти месяцев 2020 г. их стало 20, а в апреле 2021 г. губернатор региона в ходе отчета о работе правительства в заксобрании сообщил уже о 46 налогоплательщиках».

Тем не менее по состоянию на 1 октября 2020 г. получателями налогового вычета по налогу на прибыль по всей России числилось ровно 77 компаний. Другими словами, льгота почти не используется. Основная причина – ограничительные условия регионов, которые вынуждены соотносить предоставление льгот с требованиями Минфина. «Основной причиной медленного внедрения ИНВ является то, что регионы должны учитывать не только развитие экономики, но и выполнение требований Министерства финансов в части уровня долга и дефицита бюджета, – отмечается в исследовании НИФИ. – Тем более что в регионах действуют и другие льготы и режимы для новых инвестиционных проектов».

В то же время и сами компании не спешат использовать новый инструмент. Механизм действия ИНВ построен таким образом, что сначала компания должна осуществить инвестиции и только после этого получить вычет. Но для этого налоговая база по налогу на прибыль должна быть положительной. «Предположим, если в первый год инвестиций компания получает за год финансовый убыток, а в первые периоды крупных инвестиционных проектов обычно так и бывает, то и вернуть их в счет уплаты налога на прибыль будет не с чего, – поясняет доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им.  Г. В. Плеханова Равиль Ахмадеев. – Поэтому получается, что компаниям проще для крупных проектов применять общие правила по налогу на прибыль, и гораздо большую экономию они получают в будущие периоды за счет переноса налоговых убытков за прошлые периоды».

Например, чтобы компания могла претендовать на вычет в Московской области, ее основные средства за предыдущий календарный год должны быть обновлены на 15% или за три предыдущих периода не менее чем на 45% с учетом расчета специального регионального коэффициента. «Возникает вопрос: а зачем компании, которая к потенциальному моменту применения вычета уже обновила 45% собственных активов, инвестировать в оставшиеся через механизм вычета по налогу на прибыль?» – задается вопросом Ахмадеев.

«Кроме того, на практике компании, которые хотели бы применить ИНВ, часто не могут им воспользоваться из-за ограничений по видам деятельности, – добавляет директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Екатерина Бурлянд. – Вдобавок компании, которые приняли решение об использовании ИНВ в части основных средств, не вправе включать в расходы амортизацию по данным основным средствам. А приняв решение об ИНВ, отказаться от него компания может только через три года, если иной срок не установил регион».

При этом стимулирующий ­потенциал ИНВ далеко не исчерпан, отмечают эксперты. «Помимо ИНВ по основным средствам Налоговый кодекс предусматривает возможность применения вычета в части расходов на НИОКР, а также расходов на транспортную и социальную инфраструктуру, – напоминает Бурлянд. – Данные виды вычетов могут быть очень интересны для инвесторов, однако их должны ввести регионы».