Доверие иностранных инвесторов поддержат вниманием к зеленой экономике

Новый закон о сокращении выбросов парниковых газов примут к середине июля
Максим Стулов / Ведомости

Повышенное внимание к вопросам зеленой экономики, а также урегулирование проблемных моментов, связанных с введением маркировки молочной продукции с 1 июня, стали двумя ключевыми темами в повестке заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) в России, прошедшего 20 мая при участии министра экономического развития Максима Решетникова.

Регина Кузьмина, президент Unilever в России, на Украине и в Белоруссии, отметила, что в тех вопросах углеродной экономики, которые поднимались в прошлом году, позиция государства стала значительно менее консервативной, о чем сигнализирует активная работа над двумя документами: проектом ФЗ об ограничениях выброса парниковых газов и стратегией долгосрочного развития РФ до 2050 г. с низким уровнем выброса CO₂. По заявлению заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Аноприенко, есть все основания ожидать принятия соответствующего закона уже в середине июля.

«По крайней мере, видно, что у нас динамика процессов совсем другая и внимание к этому принципиально иное. И то, что президент в послании уделил этому такое время и ужесточил нашу цель по климату, мы тоже учитываем в стратегии, – подтвердил Решетников. – У нас очень многие органы власти сейчас реально занимаются технологиями, смотрят, насколько реально можно снизить выбросы, где инвестиции будут окупаться, где нужны дополнительные стимулы. Сейчас картинка становится все более и более ясной».

Между тем представители крупного бизнеса заявляют, что сегодня их наибольшую озабоченность вызывают некоторая поспешность и несогласованность при введении систем прослеживаемости методом дополнительной обязательной маркировки товаров в ЕАЭС. «С 1 июня обязанность по работе в такой системе наступает для части предприятий молочной отрасли в России (сыр, мороженое, виды пищевого льда), и одновременно с этим решение о внедрении системы маркировки с 8 июля этого года было принято в Белоруссии, – пояснил президент ООО «Марс» Валерий Щапов. – Мы видим, что здесь присутствует определенный дисбаланс требований к участникам рынка с точки зрения законодательств РФ и РБ. Мы опасаемся, что несоответствия в части молочного рынка в будущем могут быть тиражированы и на другие товарные группы».

По мнению Щапова, проблема заключается в поштучной прослеживаемости, обязательной для трансграничной торговли, но не для внутреннего товарооборота. «Это ставит экспортеров в невыгодное положение, потому что компании, которые действуют на внутреннем рынке, могут не ставить индивидуальный код на каждую банку и упаковку. А для экспортеров это требование является обязательным», – обозначил опасения Щапов. В качестве решения спикер предложил гармонизацию и синхронизацию для всех членов ЕАЭС в части исключения требования о поштучной отслеживаемости в законодательстве РФ и РБ.

Как заявил первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков, соответствующие консультации уже были проведены в апреле: тогда появилась инициатива закрепить в законодательствах обеих стран зеркальные нормы в части партионного учета продукции. Таким образом, отмаркированный в России товар производитель сможет свободно поставлять в РБ. По заявлению Осьмакова, белорусские коллеги поддержали это предложение.

Помимо перечисленных мер КСИИ работает над рядом важных инициатив, которые позволят повысить привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. Среди факторов первоочередной важности для инвесторов эксперты называют понятное и прозрачное законодательство, в том числе и налоговое. Не менее важным они считают налаживание диалога между властью и бизнесом и гарантии возможности получить привлекательные условия для ведения предпринимательской деятельности. «Сейчас зарубежный бизнес интересуется отраслями АПК и промпроизводства, так как сельхозпродукция, станки, товары нефтехимических производств пользуются огромным спросом в мире», – отмечает частный инвестор Федор Сидоров.