Минэк повысил прогноз по инфляции на 2022 год с 4 до 5,9%

В сентябре Путин поручал уточнить оценки к началу февраля
Представитель Минэка заявил «Ведомостям», что динамика инфляции в этом году будет зависеть от целого ряда факторов
Представитель Минэка заявил «Ведомостям», что динамика инфляции в этом году будет зависеть от целого ряда факторов / Евгений Разумный / Ведомости

Минэк повысил прогноз по темпам инфляции в 2022 г. с 4 до 5,9%, сообщил «Ведомостям» федеральный чиновник. Информацию подтвердил близкий к кабинету министров собеседник, а также источник, знакомый с оценками Минэка. Показатель был пересмотрен в рамках выполнения поручения президента. В конце сентября прошлого года Путин поручал правительству до 4 февраля 2022 г. уточнить прогноз социально-экономического развития (включает показатель инфляции) и оценить изменение основных параметров федерального бюджета на период 2022–2024 гг.

Обновленные оценки предоставлены к рассмотрению в правительство, сообщил федеральный чиновник. Другой источник, близкий к правительству, уточнил, что, хотя действительно новый прогноз сформирован, его параметры являются гибкими, во многом они зависят от конъюнктуры.

Как уточнил федеральный чиновник, сейчас власти активно обсуждают, какой объем бюджетных средств будет доступен в этом году дополнительно к уже предусмотренным в законе суммам. По его словам, по итогам 2022 г. ожидаются сверхплановые доходы: необходимо более точно понять их сумму, чтобы оценить, какими ресурсами власти располагают для финансирования мер из будущего послания президента Федеральному собранию. Кроме того, могут возникнуть и другие расходы, пока не предусмотренные в законе о бюджете, – например, на индексацию госконтрактов из-за удорожания стройматериалов.

Предельный объем расходов федерального бюджета регламентирован бюджетным правилом. Они верстаются исходя из так называемого структурного первичного дефицита – он определен в размере 0,5% ВВП. Расходы определяются по следующей формуле: сумма базовых нефтегазовых (от продажи нефти по цене отсечения, на 2022 г. она составляла $44,16) и ненефтегазовых доходов плюс 0,5% ВВП. Согласно закону о бюджете на 2022–2024 гг., доходы в этом году ожидались на уровне 25 трлн руб. Расходы планировались на уровне 23,7 трлн.

Представитель Минэка заявил «Ведомостям», что динамика инфляции в этом году будет зависеть от целого ряда факторов. Прежде всего – темпов мировой инфляции, на которую, в свою очередь, будут влиять денежно-кредитная политика ведущих стран, скорость восстановления глобальных цепочек поставок, ситуация с урожаем в государствах – ключевых производителях сельхозпродукции, уточнил собеседник.

Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития будут представлены в апреле, подчеркнул представитель Минэка.

В Минфине отказались от комментариев. Представитель аппарата правительства не ответил на запрос.

По последним данным Росстата, за неделю с 22 по 28 января инфляция в России замедлилась до 0,19% после роста на 0,22% неделей ранее. При этом, по оценке Минэкономразвития, в годовом выражении рост цен ускорился до 8,82% (на 28 января) после 8,64% (на 21 января). По итогам 2021 г. Росстат оценил инфляцию в 8,4% – это максимум с 2015 г., когда она была на уровне 12,9%.

Реалистичная оценка

Инфляция составит 5,6% по году и будет складываться из роста в районе 6,5% в продуктах питания и 4–4,5% в услугах и непродовольственных товарах – это базовый прогноз, отметил старший экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. Цены на продукты вряд ли вырастут выше 7%, но удорожание в других категориях вполне возможно, что может дать общий показатель в 5,9%, полагает он.

Главная предпосылка сценария Минэка, по его мнению, – ­отсутствие нормализации в ценах товаров, которые больше других выросли в прошлом году, в частности автомобилей и ­стройматериалов.

На фоне ожиданий роста цен на мировых рынках и продолжающегося ослабления рубля инфляция в России по итогам года может сложиться на уровне 5,9–6,1%, прогнозирует руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКПа Дмитрий Белоусов. Таким образом, ожидания правительства о возвращении инфляции к таргету в 4% могут быть отложены до 2023 г., добавляет эксперт.

Одна из основных причин роста цен выше прогноза – высокая динамика продовольственной инфляции, не согласился Белоусов. В мире может наблюдаться ускорение роста цен в этом сегменте, а также дефицит предложения некоторых продуктов (в частности, зерна и мяса) из-за ситуации на сельскохозяйственных рынках и удорожания удобрений.

Обновленный прогноз Минэка можно оценить как допустимый при реализации консервативных условий в части сохранения геополитической напряженности, добавил гендиректор рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов.

Пересмотр прогноза Минэком может быть связан в первую очередь с тем, что уже в начале этого года складывается высокая ценовая динамика – она выше, чем в конце прошлого года, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования, член-корреспондент РАН Александр Широв. По его словам, высокое инфляционное давление сохраняется под воздействием ряда факторов, главный из которых – импортируемая инфляция, которая прибавляет не менее 70% к приросту цен. Также значимую роль играют и внутренние факторы: дефицит предложения на отдельных рынках, проблемы с регулированием цен в сельском хозяйстве и других секторах. Более высокие темпы в начале года позволяют говорить, что рост цен по итогам года может быть выше 5% – на уровне 5,6–5,8%, сказал эксперт. Пик инфляции, по его мнению, будет пройден в I квартале 2022 г. на уровне не более 9%. После этого инфляция в России начнет снижаться, уверен Широв.