ЦБ снизил ставку на 9 п. п. за неполных два месяца: оживит ли это экономику?

Бизнес вряд ли начнет активно кредитоваться в ожидании дополнительного сокращения ключевой ставки
Динамика, с которой Банк России снижает ставку, очень серьезная (на фото – председатель ЦБ Эльвира Набиуллина)/ Гавриил Григоров / ТАСС

Банк России по итогам внеочередного заседания третий раз подряд понизил ключевую ставку сразу на 3 п. п. – теперь до 11%. Внешние условия для российской экономики остаются сложными, однако недельные данные указывают на значительное замедление темпов роста цен, отметил регулятор. «Продолжается приток средств на срочные рублевые депозиты, а кредитная активность остается низкой. Это ограничивает проинфляционные риски и обусловливает необходимость смягчения денежно-кредитных условий», – сказано в релизе ЦБ.

Решение регулятора не стало неожиданностью для рынка: большинство опрошенных «Ведомостями» аналитиков прогнозировали снижение ставки минимум на 2 п. п. Основными аргументами в пользу резкого смягчения монетарной политики эксперты называли замедление инфляции, снижение инфляционных ожиданий, стремительное укрепление рубля, а также спад кредитования и экономической активности.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая 26 мая на съезде Ассоциации банков России, отметила, что с учетом снижения ключевой ставки можно ожидать роста в корпоративном кредитовании до 5% в 2022 г. Рост ипотечного кредитования в 2022 г. на фоне расширения государственных программ поддержки может составить 10–15%, добавила Набиуллина. Она также указала, что в будущем вероятно ухудшение качества кредитов из-за ограничений для экономики и предприятий. Уже сейчас, по ее словам, данные по реструктуризации кредитов показывают, что заемщики сталкиваются с трудностями по их выплате.

ЦБ резко повысил ключевую ставку 28 февраля на фоне спецоперации на Украине и введения санкций против России – с 9,5% до рекордных 20%. Для российской экономики кардинально изменились внешние условия, а повышение ключевой ставки позволило обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, нужных для компенсации роста девальвационных и инфляционных рисков, объяснял тогда регулятор.

По итогам следующего заседания 18 марта ставка осталась без изменений, но на внеочередной встрече 8 апреля Банк России снизил ее сразу на 3 п. п. до 17%. Риски для финансовой стабильности сохранялись, но перестали нарастать, пояснял тогда представитель ЦБ. На заседании 29 апреля Банк России снизил ключевую ставку с 17 до 14% годовых. Решение мотивировалось аналогично предыдущему – снижением рисков для финансовой стабильности. Благодаря этому ЦБ может снять с ключевой ставки надбавку, которая была необходима для их купирования, комментировала тогда решение Набиуллина.

Центробанк допускает возможность дальнейшего снижения ставки, говорится в пресс-релизе регулятора. Следующее заседание назначено на 10 июня.

Чаяния бизнеса

Динамика, с которой Банк России снижает ставку, очень серьезная, говорит член генерального совета «Деловой России» Ростислав Ровбель. Ее уменьшение повысит доступность кредитных ресурсов, тем самым деньги пойдут в экономику, предприятия будут развиваться, будут рисковать, но в разумных пределах, считает он. «11% в нынешних условиях – это некая золотая середина между чаяниями бизнеса и политикой Центробанка. Конечно, нам хотелось бы ниже, но это хороший старт в День предпринимателя», – отметил собеседник.

Те, кто готов брать кредиты, будут все-таки ждать дальнейшего снижения ставки, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова. По ее словам, цифра 11% внушает оптимизм, но для задач по импортозамещению, развитию собственного производства и долгосрочных инвестиций, которые сейчас очень нужны экономике, оптимальная ставка должна составлять максимум 5%.

Бизнес приветствует решение ЦБ и ждет снижения ставки 10 июня, заявил президент «Опоры России» Александр Калинин. По льготным программам ЦБ и Минэкономразвития ставка составляет 13,5% для среднего предприятия и 15% для микропредприятия, напомнил он. Калинин рассчитывает, что ставка по этим программам снизится также на 3 п. п. «Льготные кредиты востребованы малым и средним бизнесом. Сегодня, к примеру, по различным льготным программам на 260 млрд руб. уже выдано кредитов и на 190 млрд реструктурировано буквально за два месяца», – отмечает он. Снижение ставки приведет к тому, что нагрузка на бюджет будет меньше в том числе из-за уменьшения суммы компенсации процентных ставок, а «обычные кредиты станут доступнее», добавил Калинин.

На неделе с 9 по 15 мая средние процентные ставки по кредитам на пополнение оборотных средств для малых и средних предприятий составили 16,6%, для микропредприятий – 18,9%, а по инвестиционным кредитам – 15,5 и 11% соответственно, сообщил в четверг первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Тренд на снижение продолжится

Корпоративный сектор на фоне барьеров по импорту испытывает сложности от высоких процентов по кредитам, констатирует эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Михаил Зельцер. По его мнению, регулятор продолжит снижать ставку и на ближайших заседаниях она спокойно может достигнуть 10%.

Вероятно, теперь деловая активность будет выше, чем без снижения ставки, отмечает профессор финансов РЭШ, директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов. «Но надо понимать: основное, что влияет на компании, – сильная неопределенность дальнейшего движения экономики, и когда она станет более понятной, инвестиции будут возвращаться. При этом снижение кредитных ставок также будет стимулировать займы граждан, а также усиление потребительского поведения, потому что меньше средств будут сберегать», – добавляет он.

Конечно, ставка 11% – не самая желаемая бизнесом для наращивания кредитования, указывает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Скрыль. Но можно предположить, что это только начало, добавляет эксперт. Она не исключает, что к осени ЦБ снизит ключевую ставку до докризисных значений.

В условиях быстрого укрепления рубля, стабилизации инфляционных ожиданий и резкого снижения недельных темпов инфляции у ЦБ все меньше оснований придерживаться консервативной монетарной политики, соглашается экономист Газпромбанка Павел Бирюков. С учетом этих факторов к концу года можно ожидать снижения ключевой ставки до 9%, считает эксперт.

Куда потечет ликвидность

В мае – июне истекает срок вкладов, которые граждане в марте открывали по ставкам выше 20%, – банки предлагали такую доходность в основном на три месяца. Пока население открывало вклады, кредитование остановилось, и банки лишились значимой части процентных доходов. Но банкиры надеются, что проблем с ликвидностью не должно возникнуть.

Несмотря на снижение ставок, бо́льшая часть денег с краткосрочных размещений останется на счетах в банках, говорит начальник управления «Сбережения» ВТБ Максим Степочкин: срочные депозиты и накопительные счета сегодня остаются наиболее привлекательными инструментами для сбережений в текущей ситуации. После завершения сроков размещения средств на вкладах по ставкам начала марта клиенты сохранят свои вложения, считает руководитель центра розничных сберегательных и комиссионных продуктов Росбанка Ольга Петрова.

Обычно отток вкладов происходит медленно даже при снижении процентных ставок, объясняет главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк. К тому же в кризисы граждане стремятся формировать сбережения на черный день. Кроме того, процентные ставки остаются относительно высокими, добавляет аналитик: всего год назад средняя максимальная ставка по вкладам составляла около 5%. Если банки после решения ЦБ снизят ставки на 3–4 п. п., то средняя ставка может уменьшиться до 8–9%. Поэтому, отмечает она, значительная часть вкладов будет пролонгирована по новым ставкам. Другой части населения может показаться привлекательной покупка иностранной валюты, облигаций, акций.

В арсенале банков достаточно много инструментов для управления ликвидностью, отмечает председатель правления «Абсолют банка» Татьяна Ушкова. Если рынок розничного кредитования весной сильно сократился, то в части корпоративного обслуживания спрос сохранялся. И это были как краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств или факторинг, так и комиссионные продукты, в частности гарантии, отмечает Ушкова: они росли рекордно быстрыми темпами.

За три месяца банки привлекли под высокие ставки достаточно большой объем средств, но срочность их привлечения ограничивается 3–6 месяцами, а накопительные счета позволяют в моменте изменения ставок снижать стоимость всего портфеля, говорит Степочкин. Поэтому ситуацию с процентным риском в ВТБ оценивают как «полностью управляемую». Понятно, что процентный риск растет в условиях, подобных тем, которые сформировались после февраля 2022 г., указывает Ващелюк. Но для оценки его масштаба недостаточно тех данных, которые есть в открытом доступе (банки перестали раскрывать отчетности). Можно ожидать, что чистый процентный доход банков в первом полугодии 2022 г. будет на низком уровне, отмечает она.

В подготовке статьи участвовали Анастасия Бойко, Екатерина Литова